Сайт учителя русского языка и литературы

Смирнова Альмира Фануровна

Меню

 
Главная
Русский язык
Литература
Развитие речи
Опыт работы
Контакты
Карта сайта
Полезные ссылки
 

Статистика

 
Rambler's Top100

 

Компетентностные задания по русскому языку 5-9 классы. Методический конструктор (практико-ориентированный проект). Глава 2.

 

 

Компетентностные задания по русскому языку 5-9 классы.
Методический конструктор (практико-ориентированный проект).

Оглавление

Глава 1. Дидактический банк компетентностных заданий для 5-7 классов

Глава 2. Дидактический банк компетентностных заданий для 8-9 классов

Раздел «Общие сведения о языке»
Тема «Русский язык – национальный язык русского народа
Задания 1
Раздел «Лексика»
Задания 2
Раздел «Синтаксис и пунктуация»
Тема «Предложение его типы и виды. Знаки препинания в предложениях.
Задания 3 4 5 6
Раздел «Прямая и косвенная речь»
Тема «Диалог»
Задания 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Раздел «Речь» (Уроки развития речи, текстоведения)
Тема «Статья как жанр публицистики: строение, языковые особенности»
Задания 17
Тема «Репортаж как жанр публицистики:строение, языковые особенности»
Задания 18
Тема «Официально-деловой стиль речи.Резюме: жанровые особенности»
Задания 19 20 21
Тема «Официально-деловой стиль речи. Деловой телефонный разговор: жанровые особенности»
Задания 22 23 24 25
Тема «Характеристика как жанр официально-делового стиля»
Задания 26 27
Тема «Тип речи Рассуждение. Виды доказательств»
Задания 28 29 30 31

Глава 2. Дидактический банк компетентностных заданий для 8-9 классов

Раздел «Общие сведения о языке»

Тема «Русский язык – национальный язык русского народа

(Обобщение и систематизация)

1

Прочитайте текст и выполните задания.
Что такое русский язык? Русский язык – это национальный язык русского народа. Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей её духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы ,- весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине…Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но вся история духовной жизни народа. Вот почему лучшее и даже единственное средство проникать в характер народа – усвоить его язык. (К.Д.Ушинский)
1. Расскажите о народе, используя пословицы и поговорки
2. Используя материалы учебника и справочной литературы, заполните диаграмму: весь круг – это общенародный язык

(▲В начало)

Раздел «Лексика»

Повторение за курс 5-7 классов)

2

В чём разница между шарадой, метаграммой и анаграммой? Каким образом умение отгадывать эти лексико-грамматические загадки позволяет включить школьников в самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность, связанную с анализом, синтезом, оценкой на разных этапах обучения?

Шарады

v Первый слог-крик птицы, второй-приём в танцах, третий-личное местоимение. Целое слово - горы (Кар-па-ты).

v Начало слова - движение электрического заряда, затем – союз и предлог. Целое слово – столица государства на Востоке (Ток-и о).

v Союз и односложное слово, обозначающее собрание произведений писателя. Целое слово – мельчайшая единица химического элемента (а-том).

v Начало слова – название крупного морского животного, в конце – слово - междометие. Целое слово – государство в Азии.(Кит-ай).

v Начало слова – титул правителя в арабских странах, середина слова – решающее положение в игре, на конце – гласная буква. Целое слово – настольная игра (шах-мат -  ы)

v В начале слова – женское имя, на конце – согласная буква. Целые слова – названия государств в Азии (Ира-н, Ира-к).

II вариант

Кроссворд «Омофоны»

Сравните шарады и кроссворд «Омофоны».
1. Согласны ли вы с утверждением, что самостоятельная работа с заданиями по занимательной грамматике помогает вам закрепить и углубить свои знания по языку, расширить кругозор, заставить думать, анализировать, сопоставлять, приучить самостоятельно трудиться?

По горизонтали

1. Имя существительное мужского рода, II склонения, обозначающее породу деревьев; является омофоном к названию реки Буг.

3. Имя существительное мужского рода, II склонения,название самца домашнего животного; омофон к слову код (система условных обозначений).

8. Имя существительное мужского рода, II склонения, обозначающее участок, покрытый травой; омофон к слову лук.

10. Имя существительное женского рода, I склонения, обозначающее животное, в родительном падеже множественного числа; омофон к существительному коса в родительном падеже множественного числа.

По вертикали

1. Имя существительное мужского рода, II склонения, с уменьшительно-ласкательным суффиксом –ок-, обозначающее сосуд для жидкостей; омофон к существительному бочок.

2. Краткое страдательное причастие прошедшего времени, мужского рода, омофон к существительному колода в родительном падеже множественного числа, но с другим ударением.

4 и 5 – существительное мужского рода, II склонения. Первое из них обозначает прибор для определения скорости хода судна, а второе – раствор, покрывающий блестящим слоем какую-нибудь поверхность.

6 и 7 – омофоны, первый из них – имя существительное мужского рода, II склонения, обозначающее площадь земли, заросшую деревьями, а второй – глагол лезть в единственном числе прошедшего времени в форме мужского рода.

8. Омофон к №8 по горизонтали.

9. Имя существительное мужского рода,II склонения, обозначающее вещество; омофон к слову гас.

11 и 12 – омофоны, первый из них приставка на согласный, а второй – имя существительное мужского рода II склонения, являющееся синонимом к существительному испарина.

13 и 14 – омофоны, первый из них – имя существительное мужского рода, II склонения, являющееся синонимом к слову чародей, а второй – существительное мужского рода, II склонения, являющееся названием растения.

(▲В начало)

Раздел «Синтаксис и пунктуация»

Тема «Предложение его типы и виды. Знаки препинания в предложениях.

3

Устное высказывание

Докажите, что пунктуационное оформление предложения, соответствующее различным речевым ситуациям и намерениям, исключительно важно для понимания смысла. Прочитайте вслух фразы, разделяя интонационно те, что внешне различаются только знаками препинания.
1. Учитель спросил, какой темп разговора в общении является самым выгодным.Учитель спросил: «Какой темп разговора в общении является самым выгодным?

2. Исследователь речевого этикета Н.И.Формановская считает: люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим. Исследователь речевого этикета Н.И.Формановская считает: «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим».

3. Ритор поинтересовался тем, какие чувства возникают при изменении темпа речи. Ритор поинтересовался: «Какие чувства возникают при изменении темпа речи?

(▲В начало)

4

Исследовательский практикум.

Как рассказывает легенда , бесславно и трагически закончил своё правление английский король ЭдуардII.Восстановив против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных, Эдуард пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был взят в плен и с согласия парламента низложен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы.
История свидетельствует, что его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики, которым была поручена охрана бывшего короля, получили записку: Эдуарда убить не смейте помиловать.
Подумайте, почему маленькая пауза, обозначаемая на письме запятой, стала убийцей? Можно ли эту запятую назвать кровавой? Предложите свои варианты постановки знака препинания и объясните, как изменяется смысл предложения.
(▲В начало)

5

Расставьте в предложениях знаки препинания и скажите, сколько человек находилось в комнате. Свой ответ аргументируйте.
На диване устроились красавец Николай известный исторический живописец небольшой сухонький старичок в чёрном длинном одеянии с рыжей бородкой с птичьим носом и зелёными глазками жена Шевцова Евфросинья Миронова повар генерала Жукова приезжая дальняя родственница матери юная девушка и я. В кресле и на стульях расположились старуха Гришкина мать старики отец и тесть профессор Ганчук малозаметный увалень Саша Михайлов мальчик тихий с печальными глазам и хорошей улыбкой старик без усов и с серыми баками похожий на драматурга Ибсена мать в сиреневом платье в кружевах с длинной нитью жемчуга на шее.
(▲В начало)

6

Прочитайте необычный текст (вы догадались, что все слова в нём-односложные?) и отыщите примеры постановки тире с сложносочинённых и бессоюзных предложениях. Расставьте знаки препинания. Ищите подсказку.
Я в тот день шёл в лес. Шёл вниз там где ключ. Влез в лог. Глядь кто там? Пень или зверь? Ой нет волк! Я так сяк…Мой ствол пуст пуль нет…Как быть? Вот я стал бел как мел…Раз и в тень! Цап за нож а нож бряк у ног вниз в мох…Ни встать ни сесть! Бьёт дрожь…И что за страх? Стыд и срам… Вдруг из-под ног шасть ёж! Хвать гриб и в куст чтоб гриб ням-ням. Чтоб съесть! Я в сей бок волк в тот! Прыг скок…Шаг два три пять…Где зверь? Я сел на пень. Зуб о зуб так щёлк щёлк! А мне в мозг мысль ведь я трус! Да! Да! Трус!
Ответ: содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части предложения.
(▲В начало)

Раздел «Прямая и косвенная речь»

Тема «Диалог»

7

Работа в группе.

Подготовьте несколько вариантов диалога, выбрав предложенные ситуации или придумав их самостоятельно:
a) вы оказались в одном купе поезда с эстрадной звездой;

b) вы хотите познакомиться с известным ди-джеем;

c) вы перед приёмной комиссией колледжа, в который собираетесь поступить;

d) вы участвуете в конкурсном отборе лучших солистов проекта «Битва хоров»;

(▲В начало)

8

Брат с сестрой идут в школу. Даша рассказывает Мише о ссоре двух своих лучших подружек, свидетельницей которой она стала.
Составьте диалог брата и сестры на одну из предложенных тем:
• Катя пользуется косметикой «Yves Rocher»

• Миша любит чипсы, апельсиновый сок;

• Их любимый мультфильм «Маугли»;

• Отец работает консультантом в магазине «Электроника»;

• Дети опаздывают на контрольную работу по русскому языку.

(▲В начало)

9

Домашнее задание

Вы директор крупного завода. Получили от коллеги соседнего предприятия письмо следующего содержания:
«Дорогой Иван Иванович!

Мною подготовлено для вас 19 изумительных проектов, которые я представляю на Ваше рассмотрение. Мои друзья считают, что они прелестны и весьма привлекательны(ведь не часто встретишь такие проекты, не правда ли?) Но у них есть ещё одно достоинство - они незабываемы.

Мне же больше всего нравится высказывание моего компаньона. Он считает, что «они взбудоражат весь мир».

Думаю, что Вы согласитесь с этим».

Отредактируйте его, а этот процесс опишите, включив в него диалог с секретарём-референтом.
(▲В начало)

10

Знаки препинания могут употребляться и вместо целых предложений. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак: «?».

Издатель не ударил в грязь лицом и ответил не менее коротко: «!».

Почему Гюго и издатель поняли друг друга? Что означают эти знаки?
Составьте диалог, который мог бы произойти между писателем и издателем
(▲В начало)

11

Составьте и разыграйте диалоги между
a) социальным педагогом и учеником выпускного класса после какого-то происшествия;

b) группами учащихся в классе (тема-участие членов классного коллектива в проекте, цель одного из участников диалога – убедить товарища в необходимости принять участие в проекте).

(▲В начало)

12

Часто возникает ситуация, когда ты сам бываешь участником диалога, сам включён в ситуацию, а информация о происходившем разговоре тебе не всегда понятна, потому что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчика не поймёшь. Каким образом кратко, просто и доходчиво рассказать о состоявшемся разговоре другим людям, не используя прямой речи: «Я сказал», «Он сказал»? А можно ли по-другому, в виде монолога?
«Перестройте диалог в монолог ( на основе сценки «Иностранные слова»).
Навстречу друг другу выходят Саша и Вова.

Саша: Привет, Вова!

Вова (небрежно): Салют, дерево!

Саша(недоумённо): Ой, где дерево?

Вова (объясняет): Это же ты, кореш.

Саша: Я не корень, я парень…Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

Вова: Отпад!

Саша: Что???

Вова: Ну, ништяк!

Саша: Ой, а что это?

Вова: Это значит, что прикид у неё клёвый!

Саша: Что она прикидывает и кого клюёт?

Вова: Ну, убойная чувиха.

Саша: (испуганно): Она кого-то убила? Она что-киллер? Надо же, а ведь сразу не скажешь!

Вова (мечтательно): Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Саша: Это что- в карты поиграть?

Вова: Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.

Саша (смотрит на его ботинки): Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?

Вова: Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.

Саша: Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки даёт?

Вова (утомлённо): Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.

Саша: Это я, наверное, ручкой испачкался.

Входит Света.

Вова: Светка –монетка в натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

Света (удивлённо): Здравствуй, Вова.

Вова: В киношку завалимся. Там в буфете и похавать можно.

Света (пятится): Я тебя не понимаю, Вова, ты болен? Я пойду в кино, но только не с тобой, а с Сашей. (Берёт Сашу под ручку).

Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

(▲В начало)

13

Проанализируйте роль слов и выражений «законная», «мировецкая», «законно», «конкретно, «прикиньте» и т.д. в речи современного человека. Опишите ситуацию, когда таких слов было употреблено много, но без пользы для взаимопонимания что и привело к казусу.
Например:

Рассказ Саши

Саша настойчиво просил маму разрешить ему пойти в кино.

-Законная, говорят, картина!

-Опять это ненужное слово! -сердито сказала мама.

Боясь, что мама не отпустит его в кино (тут ещё это мальчишечье слово!), Саша быстро поправился:

-Ну, интересная!

-Хорошо,- сказала мама,- иди, только ты подробно потом расскажешь содержание этой картины. И без своих словечек!

Довольный возвращался Саша из кино. Картина действительно «мировецкая» была, «законная»! Но вдруг лицо его помрачнело. Он вспомнил о мамином приказании.

Мама, бабушка и папа уже ждали его, приготовившись услышать рассказ о картине.

И Саша начал:

-Ну, короче, выходит он и вдруг узнаёт, что, конкретно не туда попал, а потом он пошёл, ну и законно…(Саша прикусил губу, так как на него в этот момент сердито смотрела мама ). В общем, здорово было!

-И всё? – разочарованно произнесла бабушка.

-А что же, всё…

Больше Саша ничего не мог сказать

(▲В начало)

14

Прочитайте стихотворение Р.Рождественского «Разговор со случайным знакомым». Можно ли по названию предположить, о чём пойдёт речь?
-Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…

-Чо?

-Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде…

-Где?

-Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

-Ну?!

-Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги…

-Гы!..

-И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш…

-Врёшь!

-Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы. Ивы и ольха…

-Ха!..

-а сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос…

-Брось!..

-Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…

-Псих!..

-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

-Ага!..

С каким настроением вы закончили чтение текста? С кем из участников диалога вы согласны и почему?
Как создаётся смысловая многоплановость в тексте? Согласны ли вы с утверждением: «Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей…?»
Какие реплики вы могли бы дополнить авторскими ремарками? Попытайтесь сделать это. Опишите выражение лица, мимику, жесты участников диалога. Найдите примеры разговорного синтаксиса в диалоге. Как на эмоциональном уровне окрашена речь каждого героя.
Придумайте своё название к прочитанному вами тексту. Сравните его с авторским. Попробуйте закончить текст.
(▲В начало)

15

Домашнее задание

Побывайте заочно в «Клубе весёлых и находчивых» и послушайте, что интересного там рассказывают. Придумайте сами тему разговора и его содержание и запишите в виде диалога. При этом отдельные части разговора могут быть монологами. Включите в свою запись монолог одного из участников разговора.
(▲В начало)

16

Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Какие правила речевого поведения мы находим в высказываниях Д.С.Лихачёва?
По-настоящему сильный и здоровый уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Как связаны советы, касающиеся правил владения словом, с законами нравственности? Согласны ли вы, что речевая культура человека является отражением его духовно-нравственного развития?
Запишите несколько высказываний, которые вам особенно понравились, включив их в предложения с прямой речью. Что достигается благодаря лексическому повтору слов во втором абзаце текста?
(▲В начало)

Раздел «Речь» (Уроки развития речи, текстоведения)

Тема «Статья как жанр публицистики: строение, языковые особенности»

17

Напишите статью для школьной стенной газеты на одну из тем:
Реклама на телевидении – источник информации.

Можно ли научиться грамотно писать?

Опасности и возможности омонимии.

Язык SMS: быть или не быть?

Путешествие в город фразеологизмов.

II вариант

Посмотрите несколько последних номеров газет «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты» и др. Определите тематику помещённых в газетах статей, укажите их жанровые и стилистические особенности. Выберите одну из публикаций, заинтересовавшую вас больше всего, и расскажите о проблеме, поднятой в ней.
(▲В начало)

Тема «Репортаж как жанр публицистики:строение, языковые особенности»

18

Вы - корреспондент школьной газеты. Редакция дала вам задание взять интервью у учителя вашей школы, в настоящий момент находящегося на пенсии. Продумайте вопросы, составьте описание предполагаемого костюма и представьте фрагмент беседы.

II вариант

Вы главный редактор издания, журналисты которого подготовили репортаж о событии, связанном с жизнью школы, на такую тему: «Вечер русского языка в школе». Прочитав его, вы пригласили их к себе, но вместо «Вы уволены!» терпеливо разъясните им, где допущены ошибки и как их устранить.
(▲В начало)

Тема «Официально-деловой стиль речи.

Резюме: жанровые особенности»

19

Урок-практикум. Прочитайте текст и составьте для Юли резюме.
Юлия Николаевна Королёва в 1986 году окончила школу и поступила в педагогический институт на факультет иностранных языков.

После окончания института Юля устроилась работать переводчицей в издательство. Несмотря на возраст (ей 5мая исполнилось 28 лет), она уже переводчик со стажем.

Юля знает и любит историю, литературу, искусство. За успехи в работе её два раза награждали туристическими путёвками.

Поскольку вечерами Юля обычно свободна, в 1996 году она окончила годичные курсы гидов-переводчиков. Её стали приглашать в качестве гида-переводчика, когда в издательство приезжали иностранные делегации. Она никогда не отказывалась, так как живёт одна и у неё много свободного времени.

Последний год вечерами Юля два раза в неделю преподаёт на курсах английского языка для школьников. Детям нравится заниматься с Юлией: она умеет находить с ними общий язык.

Однажды подруга попросила её позаниматься английским языком с сестрой.Юля занималась с девочкой два раза в неделю в течение двух месяцев. Случилось чудо: девочка получила в полугодии пять.

Юля была счастлива. Она поняла, что ей больше нравится учить детей, чем заниматься переводами. Она начала искать работу педагога. По кабельному телевидению Юля увидела объявление, из которого она узнала, что школе требовался на постоянную работу учитель английского языка. Это было очень удобно, так как школа находилась недалеко от дома. Юля жила на Тверской улице, дом 20, а школа находилась на Тверской улице, дом №35. Юля сначала позвонила по объявлению, а затем села писать резюме.

(▲В начало)

20

Лабораторная работа. Прочитайте отрывок из автобиографии С.А.Есенина и резюме Есенина Сергея Александровича, составленное на основе автобиографии. Сравните два текста и скажите, какой из них интереснее читать. Почему?
Какие сведения о Есенине вошли в его резюме, а каких не достаёт этому документу?
I. Родился в 1895 году, 21 сентября, В Рязанской губернии Рязанского уезда Кузьминской волости селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп….Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё, и, как щенка , бросал в воду…После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками..Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.За озорство меня ругала только одна бабка…Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти…Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

…Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам..

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за неё у нас вечно ютились странники и станицы…

Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах.

II. Есенин Сергей Александрович

Дата рождения – 21 сентября 1895 года

Адрес – С.Константиново Рязанской губернии

Цель – работать сельским учителем

Образование – церковно-учительская школа, Спас-Клепики

Опыт работы – нет

Дополнительные сведения – увлекаюсь поэзией.

(подпись) Есенин

(▲В начало)

21

Домашнее задание. Составь своё резюме по схеме.
Ф.И.О
Дата рождения
Адрес
Телефон
Семейное положение
Цель составления резюме
Образование
Опыт работы
Дополнительные навыки
Личные качества
Интересы, хобби
(▲В начало)

Тема «Официально-деловой стиль речи. Деловой телефонный разговор: жанровые особенности»

22

Используя предложенный сценарий (см. Приложение) разговора, составьте свой вариант разговора со следующими собеседниками:
- с преподавателем, предлагающим услуги репетитора;

- с классным руководителем вашей младшей сестры (брата);

- с учителем физики;

- с медсестрой из регистратуры поликлиники (цель разговора: записаться к врачу на приём);

- с представителем турбюро (цель разговора: получить информацию оь интересных для вашего класса маршрутах);

- с сотрудником кадрового агентства (цель: узнать о возможности прийти на собеседование по поводу работы на период летних каникул).

Приложение

Сценарий телефонного разговора

X. Прощание

IX. Договорённость о встрече

Вам удобно завтра в 16 или послезавтра в17?

VIII. Обоснование необходимости встречи.

Я готов подъехать и в течение 15-20 минут познакомить Вас с сутью дела.

VII. Выясняем степень интереса.

Что вы думаете о том, чтобы познакомиться с нашими…(продукцией, услугами,условиями сотрудничества)?

VI. Интрига.

Мы имеем опыт…/Наши достижения…/

Мы сможем…

V.Позиционируем предложение.

Мы хотим предложить Вам сотрудничество в области поставки и обслуживания.

V. Комплимент.

Ваша компания – одна из известнейших в своей области, и для нас было бы большой честью сотрудничать с Вами.

III. Обсуждение регламента.

Есть ли у Вас сейчас 3 минуты для разговора со мной?

II.Представление.

I.Приветствие

(▲В начало)

23

Речевой практикум.

Представьте себе, что вы, менеджер известной фирмы, позвонили в фирму - компаньон с целью договориться о взаимных поставках товаров. Ваша задача – убедить партнёра. По окончании разговора проанализируйте, насколько успешно он прошёл.
(▲В начало)

24

Напишите:
- рекомендательное письмо, в котором своего друга-художника рекомендуете принять на работу в художественную мастерскую;

- письмо, в котором вы отклоняете официальное приглашение организационного комитета городской спартакиады принять участие в кроссе «Золотая осень»;

- письмо, в котором вы приносите извинение спонсору школьной газеты за технические ошибки, допущенные в последнем номере газеты;

- письмо в паспортно-визовую службу, содержащее запрос о каком-нибудь человеке, разыскиваемом вами;

- письмо рекламного характера, в котором вы предлагаете курьерские услуги.

Используйте в письме типичные конструкции, следите за грамматическим оформлением.
(▲В начало)

25

Прочитайте фрагмент переписки Л.Н.Толстого и Н.А.Некрасова (одно из писем). Определите жанр письма. Найдите характерные для деловой переписки признаки. Сохранились ли что-то общее между деловыми письмами россиян XIX и XXI веков?
Милостивый государь, Лев Николаевич!

Вероятно, вы недовольны появленiем вашего разсказа въ печати. Признаюсь, я долго думал надъ измаранными его корректурами – и наконецъ решился напечатать, сознавая то убежденiе, что, хотя он и много испорченъ, но в нём осталось ещё много хорошего. Это признают и другiе. Во всяком случае это для вас мерка, в какой степени позволительны такiя вещи,и впредь я буду поступать уже сообразно съ темъ, что вы мне скажете, перечитав ваш разсказ в напечатанном виде.

При семъ прилагаются 75 р. сер.следующiя вамъ за этотъ разсказъ.

Пожалуйста не падайте духомъ отъ этих непрiятностей общих всемъ нашимъ даровитымъ литераторамъ. Не шутя ваш разсказ ещё и теперь очень живъ и грацiозен, а был онъ чрезвычайно хорошъ Теперь некогда, но при случае я вамъ напишу более. Не забудьте Современника, который рассчитывает на ваше сотрудничество.

Примите уверенiе въ моём истинном почтенiи

Н.Некрасовъ.

(▲В начало)

Тема «Характеристика как жанр официально-делового стиля»

26

Конкурс юмористов.

Вы, конечно, читали комедию Н.В.Гоголя «Ревизор». Значит, вы помните характеристики, которые составлял писатель на попечителя богоугодных заведений Артемия Филлиповича Землянику и смотрителя училищ Луку Лукича Хлопова. Представьте себе, что эти герои работают в одном из современных государственных учреждений. Попробуйте составить остроумные, необидные характеристики этих героев, соединяя в тексте реальные и выдуманные факты из жизни героев.
(▲В начало)

27

В течение 10 минут нужно составить характеристику одноклассника по указанным параметрам. Желательно, чтобы они были смешными и необычными. Затем характеристика читается вслух, а присутствующие, прослушав её. Называют имя героя характеристики.
Характеристика

Характер_________________________________________

На уроках любит___________________________________

В свободное время___________________________________

Из спортивных игр предпочитает______________________

Одежду носит_______________________________________

Музыкальные способности проявляются в_________________

К еде относится______________________________________

Поддерживает дружеские отношения с___________________

Склонен______________________________________________

Рекомендуем обучение в_______________классе_____________

(▲В начало)

Тема «Тип речи Рассуждение. Виды доказательств»

Игра «Киностудия»

28

Класс делится на 2 группы («две киностудии»)

Киностудия «Успех» сделала предложение вашим студиям снять «рекламный ролик» (2-минутный) о вашем классе (или поставить сценку).

После просмотра заданий провести полный анализ «рекламных роликов». Определить, кто оказался в ходе подготовки лидером (режиссёром), то есть проявил организаторские способности.

(▲В начало)

29

Работа со схемой

Рассмотрите схему «Преимущества товара». Дополните её своими примерами, используя материалы газет, журналов, сайтов.и т.д .Докажите, в чём преимущество того или иного товара.

(▲В начало)

30

Какова роль слогана в создании рекламы? На кого рассчитаны следующие слоганы?
1. Чистящий порошок «Доместос» - главный защитник в доме.

2. Соки и нектары «Моя семья» - всё, что нужно моей семье.

3. «Нивея фо мен» - для мужчин, способных позаботиться о себе.

4. «Китикэт» - корм энергичных кошек!

Докажите, что слоган кратко характеризует товар и рассчитан на определённую аудиторию.
(▲В начало)

31

Работа парами.

- Вспомните детские рекламы. Как вы думаете, каким образом они влияют на детскую психику? О чём нужно помнить при создании детской рекламы?

- Вспомните рекламы, демонстрирующие неэтичные формы поведения?

(▲В начало)

Глава 1. Дидактический банк компетентностных заданий для 5-7 классов

 

 

 

При копировании материалов с сайта ссылка на http://alm-sm.narod2.ru обязательна.

Copyright © Смирнова А.Ф., 2012

 

 
Hosted by uCoz