Сайт учителя русского языка и литературы

Смирнова Альмира Фануровна

Меню

 
Главная
Русский язык
Литература
Развитие речи
Опыт работы
Контакты
Карта сайта
Полезные ссылки
 

Статистика

 
Rambler's Top100

 

Внеклассное чтение. Правда о войне в повести Б.Л.Васильева "В списках не значился"

 

 

Внеклассное чтение

Правда о войне в повести Б.Л.Васильева "В списках не значился".

 

Цели урока: показать истоки изображения войны в литературе послевоенных лет;

познакомить учащихся с идейно – художественным замыслом повести «В списках не значился»;

показать значение повести в литературной и общественной жизни страны.

Оборудование: портрет Б.Васильева., презентация, песни о Великой Отечественной войне.

Методические приёмы: лекция учителя; сообщения учеников, обсуждение прочитанного.

 

Ход урока

I. Лекция учителя

Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до её начала. Ощущение надвигающейся «грозы» породило так называемую  «оборонную» литературу. В 30 – годы проблематика, выбор героев носили классовый характер. Советский Союз представлялся как могучий оплот социализма. Многие произведения этого времени отражали сталинскую военно – политическую доктрину, которая в результате поставила армию и страну на край гибели. Те, кто прошёл войну в Испании, конфликты у озера Хасан и на Халхин – Голе, финскую кампанию, понимали истинное положение вещей. .Стихи К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского показывают войну тяжёлым и опасным делом.

Ведущей темой прозы была, конечно, защита отечества. тема и условия военного времени часто определяли жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Самым популярным жанром была поэзия. Большое место принадлежало и жанру рассказа. Особое место принадлежало роману о молодогвардейцах.

Великая Отечественная война оказала на общественное сознание огромное влияние, Влияние это было неоднозначным. С одной стороны. великая победа в жестокой войне ковалась простыми, самоотверженными людьми. С другой стороны, чувство ответственности за судьбу родины позволила посмотреть правде в глаза и увидеть, что не всё так хорошо и просто в стране: появились трусы и предатели

Наиболее значительной книгой, оказавшей влияние на художественное сознание читателя, явилась повесть Б. Васильева «В списках не значился».

На войне людей узнаёшь по – настоящему…
Она – как лакмусовая бумажка, как проявитель какой – то особенный..
Юрий Керженцев.
У войны свои законы, своя мораль, и то, что в мирной жизни считается недопустимым, в бою бывает просто необходимостью..
Н. Плужников.
Если ты уцелел, значит, кто –то погиб за тебя, Это закон войны.
Н.Плужников.

II. Слово учителя. Борис Львович Васильев родился в 1924 году в семье потомственного военного. После окончания школы воевал.

1954 – начал печататься. Пьесы «Офицеры», «Отчизна ,моя Россия».

1969 –повесть «А зори здесь тихие»

1970-1980 – «В списках не значился», «Завтра была война»..

Произведения Васильева – не лёгкое чтение, они заставляют задуматься об одной из трагических и кровавых страниц нашей истории. Повесть «В списках не значился» - в ряду таких книг, она наполнена патриотическим пафосом и оптимизмом, несмотря на трагедию, развернувшуюся в Брестской крепости.

Автор правдиво показывает, как простые, самоотверженные люди ковали Великую победу – этого нельзя забывать. Но Васильев не идеализирует происходящее. на страницах книги мы встречаем не только героев, но и трусов, откровенных предателей. Истинными героями являются русские солдаты, вынесшие на своих плечах бремя войны, не сдавшиеся во имя высоких идеалов и преданности родине. Благодаря таким, как Сальников, Плужников, Денищик, Степан Матвеевич, - Россия выстояла и победила.

На крайнем западе страны стоит Брестская крепость. А вот почему она стала легендарной, почему здесь не принято говорить громко, расскажет учащийся…

(Прослушивание отрывка из песни «Священная война» В.Лебедева _ Кумача).

III. Сообщение ученика о Брестской крепости

_ Что вы знаете о Брестской крепости?

IV. Беседа по повести Б.Васильева «В списках не значился»

(С попутным комментарием слайдов презентации учащихся).

- Присутствует ли  в этой повести экспозиция? С чего начинается повествование?

(приказ о присвоении Коле Плужникову звания).

- Какое удостоверение вручили Коле по окончании военного училища?

(удостоверение личности командира РККА).

- На какую должность назначили Колю по окончании училища?

(костеляншей).

- Что предложил генерал при встрече с Колей?

(командиром учебного взвода).

- Почему Коля отказался принять предложение генерала быть командиром учебног7о взвода?

(хотел служить в войсковой части).

- С кем в Москве  перед отбытием к месту новой службы встретился Коля?

( с сестрой Верой).

- Каким был Коля в 19 лет?

( ходил в увольнения, смотрел кино, ел мороженое, но не успел поцеловаться с девушкой).

- С кем на вокзале в Бресте знакомится Коля?

(с лейтенантом Николаем).

- Кто такой Рувим Свицкий?

(самоучка с золотыми пальцами, сердцем,с которым Коля познакомился В ресторане «Беларусь».).

- В чём суть размышлений Рувима о еврейском народе?

(стр.171 печатный текст).

-  Почему с приходом восточников (русских) жизнь в Бресте изменилась?

(не стало безработицы, стали праздновать свадьбы, открыли муз. школу, училище).

- Кто такая Мирра? О чём шёл разговор Мирры с Колей, когда они прошли КПП и направились в казармы333 полка?

(скоро начнётся война, о технике в крепости).

(стр.175 печатный текст)

- Какая произошла история с Колей у предмостового КПП

(при осмотре документов правая рука Коли сама собой скользнула к кобуре и поднялся шум).

- Где встретили Коля с Миррой начало войны?

(стр. 186 печатный текст)

- Как вёл себя Коля в бою в костёле?

(стр.198 печатный текст).

- Кто спас жизнь Коле в костёле?

(Петя Сальников, в майке и трусах, напал на немца)

-  Почему Коля после бомбёжки в костёле не стал стрелять в раненых немцев?

(стр. 207. печатный текст).

- В чём состоял героический поступок Сальникова?

(принёс полные фляжки с водой с Буга).

- Как кончился первый день войны?

(Коля, скорчившись на грязном полу костёла, не знал и не мог згать, сколько их будет впереди).

- Что вновь испытал Коля при бомбёжке в костёле на 2 день?

(страх перед автоматчиками , что громили сейчас его бойцов в костёле, был так велик, что он вскочил и помчался за Сальниковым. И только там, в подвале, ясно осознал, что нарушил свой долг, что, поддавшись панике. бросил бойцов и трусливо бежал с позиции, которую было приказано держать во что бы то ни стало. Это не вина , а преступление)

(стр.213).

Какое обращение немецкого командования услышали защитники Брестской крепости?

(стр.214. печатный текст).

Чем закончился повторный налёт фашистов на клуб?

(И опять они вжались в стены, опять застонала земля.. Плужникова завалило кирпичами, но он нашёл в себе силы залечь за пулемёт.)

(стр.220)

- Расскажите о героизме Плужникова в эпизоде с пулемётом.

(стр. 222, печатный текст).

- Чем было вызвано решение Коли не уходить с костёла после того, как отбили на 2 день атаку гитлеровцев, как не стало пулемёта, как в живых осталось только четверо: Плужников, Сальников, Прижнюк, Денищик

(Коля помнил колючие глаза черноволосого старшего лейтенанта, тоскливый плач ребёнка ,женщин в подвале и вернуться туда без приказа  уже не мог).

-  О чём размышлял Коля, сидя ночью у првала и ожидая новую атаку фрицев?*

(его, лейтенанта Плужникова, невозможно, немыслимо убить   Ему было всего 19 лет и 2 месяца, и он твёрдо верил в собственное бессмертие.

(стр 225).

-  Какой спор разгорелся между пограничником Денищиком и Колей?

(Денищик предложил «рвануть отсюда следующей ночью, а Коля твёрдо стоял на своём: «Мне дали приказ держаться. А приказа бежать мне никто не давал.)

(стр.229).

- Где и когда встретились Коля, Сальников, Денищик с раненым политруком? Что автор подчёркивает в героическом поведении героя?

(встреча в подвале кольцевых казарм на берегу Муховца)

(стр.236. печатный текст).

- Как автор говорит о мужестве защитников крепости?

(стр. 239-240, печатный текст)

- В чём состоял подвиг старшего фельдшера ?

(стр 242-243)

- О чём просил друзей перед смертью Денищик?

(увидеть небо, солнышко).

- Почему немцы боялись ночей и не ходили в штыковую атаку?

(израненные, опалённые, измотанные жаждой и боями, скелеты в лохмотьях выползали из подземелий и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал там остаться на ночь.)

(стр.250)

- Как помог Сальников Коле избежать плена? И куда исчез Сальников?

(он набросился на фрица, вылезая из окопа, тем самым дав  возможность Коле бежать)

(стр. 252)

- Расскажите о гибели капитана

(Плужников стоял на коленях перед ослепшим командиром; опалённое лицо казалось непомерно раздутым. сгоревшая борода курчавилась пепельными завитками…он попросил Колю Зарыть документы, а затем сунул ствол в рот и нажал курок.)

(стр 248).

- Где встретился Коля с тётей Христей, Миррой? Что кричал Коля в нервном припадке?

(стр 255. печать)

- Как решил Коля вопрос с женщинами: Христей, Миррой?

(женщины должны были сдаться в плен, но Христя категорически отказалась, тем более, что Мирра была еврейкой и калекой)

- Почему Коля впал в шоковое состояние и чувствовал тяжкую вину перед погибшими в развалинах? Что так мучало его?

(стр.263, печать)

- Кто прмешал Коле свести счёты с жизнью?

(Мирра, её страшный крик: «Коля! Ты – Красная Армия.Ты – моя Красная Армия.Как же ты можешь?)

(стр 267).

- Как поступил Плужников, увидя старшего сержанта Федорчука, шедшего с поднятыми руками в плен?

( Расстрелял).

- Как сложилась судьба приписника Прижнюка?

( Коля увидел его среди пленных. расчищавших от трупов двор крепости).

- Как погибла Христя?

( Попала под пламя огнемёта «Объятая пламенем, бежала, уже сгорев в тысячеградусной струе огнемёта. И вдруг упала)

( стр.289)

- Расскажите о героической гибели Степана Матвеевича?

( голова немецкой колонны показалась в воротах. и в этот самый момент тёмная фигура сорвалась сверху. с разбитой башни. мелькнула на в воздухе. упав прямо на шагающих, и мощный взрыв 2-х связок гранат рванул утреннюю тишину.)

(стр.295)

- Какие чувства переплетались в Коле после того, как он на секунду прижал Мирру к груди?

(Горечь от гибели Христи и Степана Матвеевича и тихая радость , что рядом – хрупкая и беззащитная девчонка, ненависть к немцам и незнакомое ощущение девичьего тепла.)

( стр 296)

-Что побудило Мирру вдруг открыто признаться в любви к Коле?

(«Ты прогнал этих, не бросил меня, не отправил к немцам…)

-  Расскажите о трагической гибели Мирры

(стр 330. печать).

- Какое напутствие давал старшина Семишный Коле?

( Автомат в рукм и –наверх. Чтоб знали: крепость жива.Чтоб и мёртвых боялись. Чтоб детям, внукам и правнукам своим заказали в Россию соваться.)

(стр.344)

- Что отдал Семишный перед смертью Коле?

( знамя полка стр 347).

- Каким было решение Коли, когда он встретил в дыре Рувима Свицкого?

(стр.351. печать)

V. Заключительное слово учителя

- Каково значение повести Б.Васильева в литературной и общественной жизни страны?

Писатель хорошо знает материал, о котором пишет,- сам участник войны. Он ранее других писателей раскрыл духовное соотояние защитников крепости. Автор правдиво показывает. как простые людигероически защищали Брестскую крепость. Но Васильев не идеализирует происходящее. На страницах книги мы встречаем не только настоящих героев, но и трусов, предателей. Истинными же героями книги являются русские солдаты, вынесшие на своих плечах бремя войны, не сдавшиеся во имя высоких идеалов и преданности. Его книга несёт горькую правду о том героическом времени, учит молодёжь преданному служению отечеству не красивыми словами, а великими делами. Как завещание звучат слова старшины Семишного: « Наверх, лейтенант! Чтоб и мёртвых боялись… Чтоб детям, внукам о правнукам заказали в Россию соваться!» Как и Виктор Некрасов, Б.Васильев, может быть, первым в нашей литературе явил миру правоту и высокую какой является война. Домашнее задание (написать отзыв).

Отрывки из произведения

стр.170. Говорят, что мы, евреи, музыкальный народ. Да, мы- такой народ; станешь музыкальным, если сотни лет прислушиваешься, по какой улице топают солдатские сапоги и не ваша ли дочь зовёт на помощь в соседнем переулке.. Нет, нет, я не хочу гневить бога: кажется нам повезло. Кажется, дождички действительно  пошли по четвергам , и евреи вдруг почувствовали себя людьми.

стр.175. У нас все говорят, что скоро начнётся война.   Люди покупают соль и спички.   Здесь нет никаких танков. есть несколько броневичков, и всё.

стр.186. Кругом всё горело. Горела кольцевая казарма, дома возле церкви, гаражи… Горели машины на стоянках, будки. магазины. склады.  – горело всё, что могло гореть, а что не могло – горело тоже, в рёве пламени, в грохоте горящего железа метались полуголые люди   Там, в промасленных и пробензиненных помещениях с крепкими решётками на окнах. в этот час заживо сгорали люди.

стр.199. Коля извернулся, увидел широкое , залитое кровью лицо, остро торчащие остатки зубов в раздробленной челюсти. кровавую слюну, распухший, вывалившийся язык и закричал… И, совсем как во сне. у Плужникова не было сил. а был только липкий. чёрный. лишающий рассудка страх…

стр.199. Плужников не стал стрелять по раненым: воинская честь не допускала их убийства….

стр.213. Плужников смутно соображал, что нельзя бегать под обстрелом, но стах перед автоматчиками, что громили сейчас его бойцов в задымленном костёле. был так велик, что он вскочил и помчался за юрким Сальниковым…. И только там , в дыре,    безотчётный страх оставил его., и теперь он ясно сознавал, что, поддавшись панике, бросил бойцов и трусливо бежал с позиции…

стр.214. Немецкое командование предлагает прекратить бессмысленное сопротивление. Крепость окружена, Красная Армия разгромлена. доблестные немецкие войска штурмуют столицу Белоруссии город Минск…..

стр.222. Плужников хватал пулемёт. волок его к стене. а когда налёт кончался, тащил обратно и стрелял, оглохший, полуослепший, ничего не соображающий. …Плужников помнил тёмные фигуры немцев в сплошной пыли, помнил грохот и страшные крики придавленного глыбой второго номера. Помнил раскалённый пулемёт, который нестерпимо жёг его руки…

стр.229. …-Там немцы,- сказал Денищик.- …Может. рванём отсюда следующей ночью?
- а приказ? Есть такой приказ, чтобы оставить крепость?
- Это уже не крепость, это – мешок.
- мне дали приказ держаться. А приказа бежать мне никто не давал. И тебе тоже.

стр.236. Если убил хоть одного, смерть оправдана. Нас 200 миллионов. двести!!... У нас одна позиция: не давать им покоя. Чтоб стрелял каждый камень, -говорил политрук в подвале…

Иссушающая жара плыла над крепостью. и в этой жаре вспухали и сами собой шевелились трупы. тяжёлый, густо насыщенный пылью и запахом разложения пороховой дым сползал в подвалы. И дети уже не плакали. потому что в сухих глазах давно не было слёз.   Крепость молчала, она молчала тяжело и грозно, измотанная   боями, жаждой, бомбёжками, голодом….

стр.239. Они пришли к своим, и не было ни воды, ни патронов, только пять ящиков гранат без взрывателей. И по ночам они ходили к немцам, и в узких каменных мешках, хрипя и ругаясь, били этих немцев прикладами. гранатами без взрывателей. кололи штыками и кинжалами, а днём отражали атаки тем оружием. какое смогли захватить. И ползали за водой под фиолетовым светом ракет. раздвигая ослизлые трупы. а потом те. кто остался в живых. ползли назад, сжимая в зубах дужку котелка и уже не опуская головы…

стр.250.   израненные, опалённые, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из –под кирпичей, выползали из подземелий и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал оставаться на ночь. и немцы боялись ночей.

стр.255.   А там, там братья ваши, товарищи ваши, там, над головой, мёртвые лежат, неубранные, землёй не засыпанные. и мы – мёртвые! Мёртвые бой ведём, давно уж. сто раз убитые, немцев руками голыми душим. Воду, воду детям не давали, - пулемётам. Дети от жажды с ума сходили, а мы – пулемётам! Чтоб стреляли! А вы отсиживались?   -Он вдруг вскочил._ Сволочи! Расстреляю! За трусость, за предательство!...

стр.263.   Он недвижимо лежал на скамье   и молчал, не отвечая на вопросы…Он остался в живых только потому, что кто-то погибал за него. Он сделал это открытие, не понимая, что это – закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто – то погиб за тебя. 

стр.305.   Он протянул рук, чтобы вытереть слёзы. а она схватила руку и начала исступлённо целовать её.
- Я помню, какая я, не думай, что я могу забыть это. Меня всю жизнь жалели…А ты, ты остался из-за меня, не оставил тут, не отправил к немцам. как они тебе предлагали! …

стр.330.   она почувствовала толчок в спину, от которого странно дёрнулась головаи рот сразу наполнился чем-то густым и солёным. …А удары всё сыпались и сыпались на е6ё плечи, она всё ниже и ниже сгибалась под этими ударами, инстинктивно защищая живот. но думая уже не о том, кто жил в ней, а о том, кто навсегда оставался сзади, и из последних сил стремясь уберечь его….Она ещё ползла, когда её дважды проткнули штыком, и эта двойная пронзительная боль была первой и последней болью…Уже теряя сознание, уже плывя в липком и холодном предсмертном ужасе, она ещё слышала удары, что сыпались на её плечи, голову. спину. .Но её не били, а- ещё живую, торопясь,- заваливали кирпичом в не глубокой воронке за оградой Белого дворца.

стр.351.   У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнём ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые, чёрные, отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих глаз неудержимо текли слёзы.

И все молчали. Молчали бросившие работу женщины вдалеке, и охрана их тоже молчала, и все смотрели сейчас на эту фигуру, строгую и неподвижную, как памятник. Потом генерал что – то негромко сказал.

-Назовите ваше звание и фамилию, - перевёл Свицкий.

- Я – русский солдат.

Подъехала санитарная машина,…врач и санитары бросились к неизвестному,   но неизвестный молча отстранил его и пошёл к машине.

Он шёл строго и прямо, ничего не видя, …И все стояли на своих местах, и он шёл один, с трудом .переставляя распухшие, обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряжённо, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щёлкнув каблуками, чётко вскинули оружие на караул». И немецкий генерал   поднёс руку к фуражке.

А он, качаясь, медленно шёл сквозь строй врагов. отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Н он не видел этих почестей, а если б видел, ему было бы всё равно. Он был выше жизни, выше смерти.

А он брёл к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь. медленно передвигая ноги…. Но он шёл гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошёл.

Возле машины.

Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.

 

VI. Чтение эпилога учителем (стр.353)

 

 

 

 

При копировании материалов с сайта ссылка на http://alm-sm.narod2.ru обязательна.

Copyright © Смирнова А.Ф., 2012

 

 
Hosted by uCoz