Сайт учителя русского языка и литературы

Смирнова Альмира Фануровна

Меню

 
Главная
Русский язык
Литература
Развитие речи
Опыт работы
Контакты
Карта сайта
Полезные ссылки
 

Статистика

 
Rambler's Top100

 

Подготовка к сочинению-рассуждению на основе прослушанного текста (ГИА. 9 класс. Часть С.2.2)

 

 

 

Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прослушанного текста (ГИА. 9 класс. Часть С.2.2)

Цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением.

Тип урока – практикум

Оборудование: тексты, памятки, план – схема, справочные материалы.

 

Межнациональные войны – это позор человечества,
худшее из зол, существующих на земле.
Колокол звонит по каждому из нас.
Ю.Лотман

Ход урока.

Слово учителя Новая форма ГИА в 9 классе включает задание творческого характера – сочинение – рассуждение с привлечением информации, извлечённой из прослушанного и прочитанного текстов, имеющих основную мысль, которую нужно раскрыть в сочинении. Как успешно это сделать?

I. Вступление Тезис (формулировка проблемы в виде положения, нуждающегося в доказательстве).

II. Основная часть. Доказательства (собственная аргументация оценки проблемы):
1.
2.
3.

III. Заключение.  Вывод (подтверждение правильности выдвинутого тезиса)

 

Определим содержание каждой части

Вступление  С чего можно начать сочинение? Предметным обсуждением является проблема, заявленная в названии темы. Здесь необходимо назвать проблему, сформулированную в форме тезиса. А чтобы правильно ее сформулировать, обратимся к тексту Ю. Лотмана (чтение текста).

Проблема текста

Проблема может быть сформулирована:

·        В виде тезиса:

В наше время особо остро стоит проблема межнациональных конфликтов,

·        В форме предложения, констатирующего содержание.

В данном тексте Ю.Лотман поднимает проблему межнациональной вражды,

·        в виде вопроса:

Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает автор.

·        с использованием стилистических фигур:

·        именительного темы:

Межнациональные конфликты разжигают национальную вражду

·        риторического вопроса:

А много ли сегодня знаем о проблеме межнациональных конфликтов?

·        путём сообщения сведений об авторе.

Ю.Лотман – известный публицист, культуролог, языковед.

·        как описание впечатления , вызванного прочитанным текстом.

Большое впечатление произвел на меня очерк Ю.Лотмана, посвящённый проблеме межнациональных конфликтов.

Основная часть. В основной части нужно прокомментировать сформулированную проблему с опорой на текст и привести аргументы, убеждающие нас в её правомерности. Для этого нужно сформулировать собственное мнение по анализируемой проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора.

Аргументируя свою позицию, пишущий должен привести 2 аргумента. Чтобы правильно построить систему аргументов, нужно хорошо представить, какую мысль доказываем.

Аргументация – это
·
        довод, выдвинутый за и против;
·
        совокупность доводов;
·
        истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса;
·
        процесс доказывания;
·
        процедура приведения аргументов в пользу какого –либо положения.

 

Виды аргументации

 

I. Логические (рациональные) аргументы.

 

1. Факты (представлены в предложениях).
2. Выводы науки (теории, гипотезы…).
3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
6. Терминологические определения.
7. Положения юридических законов, официальных документов…).
8. Данные экспериментов и экспертиз.
9. Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные аргументы – примеры.

Пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.

а) конкретный пример:
·
        пример – сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
·
        литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);

б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

III.Ссылки на авторитет

·        мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля…?

·        цитата из авторитетного источника;

·        мнение специалиста, эксперта;

·        обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;

·        мнение очевидцев;

·        мнение должностных лиц;

·        общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Речевые клише

 

1. С помощью слов и словосочетаний

 
·        В качестве примера можно привести…
·        Подтверждение мысли автора можно найти в
·        Подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…
·        Свидетельством этого служит такой случай…
·        Данную мысль можно обосновать ещё одним (примером, фактом, аргументом…)
·        Приведу ещё пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы…
·        Докажем важность данной проблемы с помощью
·        Убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить…
·        В этом легко убедиться, обратившись к
·        Убеждённость автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатию читателей...
·        подобная ситуация…
·        и вот почему…
·        и это понятно…
·        и ещё одни история (факт, свидетельство очевидцев…)

 

2. С помощью вводных слов и словосочетаний

·        во-первых…, во-вторых…, в-третьих…,(обратите внимание: в этом случае должен быть вывод)
·        например
·        допустим
·        по свидетельствам кого - либо
·        предположим
·        по утверждению кого – либо

 

3. С помощью придаточной части сложноподчинённого предложения (придаточное предложение причины), используя союзы

·        так как
·        потому что
·        оттого что
·        ибо
·        благодая тому что
·        в связи с тем что
·        в результате того что
·        поскольку…

 

Заключение

Виды заключения


1.     Обобщение основных мыслей автора
(Итак, автор показывает нам, что…)

2.
     Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос
( Кому выгодно разжигание национальной вражды?)

3.
     Призыв, обращение к читателю ( Подумайте: стоит ли разжигать национальную рознь? Вспомните: вас окружают такие же люди, как вы

4.
     Использование цитат

Как тут не вспомнить слова И. Руденко: «Нам необходима гражданская солидарность против всякого попрания гуманистических начал жизни» или слова Ю. Лотмана: «Эпоха мелких конфликтов кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому».

Типовые конструкции


·        Таким образом,
·        Следовательно,
·        Итак,
·        В заключении хочу подчеркнуть…
·        Хотелось бы ещё раз подчеркнуть
·        Обобщая сказанное, можно сделать вывод 

 

Часть 2 

(1) Я – старый человек. (2) Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. (3) Среди моих друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и немцы, и многие другие. (4) И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. (5) Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. (6) Неужели ли они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? (7) То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. (8) А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

(9) Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась.(10) Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. (11) Спрятаться не удастся никому. (12) Колокол звонит по каждому из нас.

(По Ю.Лотману)

С.2.2

Прочитайте текст. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних фраз текста: «Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас».

Приведите в сочинение два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 

Возможное начало (формулировка проблемы)

 
1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов.
2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман.
3) В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.
4) Ю.Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.
5) Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

 

Образец сочинения – рассуждения

Разные языки, разный цвет кожи – к несчастью, этого более чем достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте культуролог и литературовед Юрий Лотман.

Автор не случайно обращается к этой проблеме. К сожалению, национальный вопрос никогда не терял своей актуальности. мы постоянно слышим тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты. Размышляя над проблемой, Лотман особо подчёркивает, что среди его близких людей были представители мамых разных национальностей. Все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом кожи или языком, на котором он говорит. Именно эту мысль стремится донести до читателей автор.

Позиция автора предельно ясна: Юрий Лотман возмущён «клиническим безумием ненависти», которое заставляет людей убивать друг друга. Автор предупреждает, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен завтрашний удар. «Спрятаться не удастся никому», - пишет он. По мысли автора, эта проблема касается каждого из нас.

Невозможно не согласиться с позицией автора. Я тоже убеждён в том, что межнациональные войны – это позор человечества, худшее из зол, существующих на свете. Все народы должны сплотиться, чтобы побороть его ради жизни будущих поколений, просто ради  жизни будущих поколений, просто ради сохранения жизни на земле.

В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров. Во – первых, их можно найти в нашей истории: постоянные военные конфликты на Кавказе, преследование евреев… Сегодня мы являемся свидетелями национального конфликта в Киргизии. К несчастью, время ничему не учит людей.

Кроме того, проблема межнациональной розни нашла отражение и в русской литературе. В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показана дружба двух мальчиков, Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьями – это вызов тем, кто разжигает межнациональную вражду. Все народы – братья, а братоубийству нет и не может быть прощения.

В заключение хочу сказать, что Ю.Лотман призывает читателей задуматься над грозящей миру катастрофой, остановить бессмысленное истребление народами друг друга. Ведь «колокол звонит по каждому из нас»!

 Алгоритм написания сочинения – рассуждения  (стр.116-117; ГИА 9 под редакцией Н.А.Сениной)

Домашнее задание Написать сочинение –рассуждение .

 

 

 

 

 

 

При копировании материалов с сайта ссылка на http://alm-sm.narod2.ru обязательна.

Copyright © Смирнова А.Ф., 2012

 

 
Hosted by uCoz