Сайт учителя русского языка и литературы

Смирнова Альмира Фануровна

Меню

 
Главная
Русский язык
Литература
Развитие речи
Опыт работы
Контакты
Карта сайта
Полезные ссылки
 

Статистика

 
Rambler's Top100

 

Творческая работа "Элемента разноуровневой технологии обучения как средство личностно-ориентированного подхода"

 

 

Творческая работа

Элементы разноуровневой технологии обучения как средство личностно – ориентированного подхода

(Секция «Русский язык и литература»)

 

 Есть все основания полагать, что
роль обучения в развитии ребёнка
заключается в том, что обучение
 создаёт зону ближайшего развития.

Л.С.Выготский

 

Только тот, кто способен в старом
открывать новое, достоин называться
учителем.

Конфуций

 

Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно – ориентированного подхода, разноуровневое обучение доказывает свою эффективность на протяжении многих лет. Надо признаться, что в педагогике, пожалуй, как ни в какой другой науке, одни и те же термины трактуются у разных авторов по–разному. Поэтому в самом начале разговора на тему о разноуровневом обучении определимся в понятиях и постараемся показать, что личностно – ориентированный подход к обучению – суть дифференциация в разных её проявлениях, расскажем вам, как мы используем элементы данной технологии на уроках.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. Круг замкнулся, ибо учёт индивидуальных различий учащихся можно понимать как учёт основных свойств личности обучаемого. Таким образом, личностно – ориентированное обучение, по определению, является обучением дифференцированным.

В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и» внешней» дифференциаций. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные способности учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своём классе. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. Таким образом, при внутренней дифференциации личностно – ориентированное обучение достигается главным образом за счёт разноуровневой технологии, за счёт разнообразия её приёмов и элементов.

Вот о внутренней дифференциации, которая как нельзя лучше  может раскрыть способности учащегося, и поговорим. Здесь следует отметить новый подход к уровневой дифференциации, технологии обучения в одном классе детей разных способностей, при которой каждый ученик сознательно выбирает задание по своим возможностям. Исходя из этого, при организации предметного содержания материала важна чёткая система заданий с разным уровнем сложности. 3» -колокольчик, «4» -папка, «5» -книжка).

·      для наиболее подготовленных школьников – задания, требующие самостоятельности;

·      для наименее подготовленных – задания, способствующие повышению активности в процессе восприятия и осмысления нового материала.

Ученик должен понимать, что даже при отличном выполнении задания уровня «3», он может рассчитывать только на «3». Если ученик не справился с заданием своего уровня (даже если это уровень «5»), то его работа  должна быть оценена на «2» (Конечно, несколько жестоко, но это приучает ребёнка нести ответственность за свой выбор). Нельзя допускать списывания, поэтому детей лучше рассадить по разным уровням. Учащимся, не освоившим даже уровень»3», нужно предложить тренировочную карточку («Карточку лентяя».)

Работа с разноуровневыми заданиями не должна быть стихийной, её результаты нужно обязательно анализировать. Для этого можно завести на каждого ученика файл, в котором будут храниться все его работы, а внутрь вложить контрольный листок: 

Дата

 

 

 

 

 

 

Вариант№

 

 

 

 

 

 

 

Уровень

Оценка

Уровень

Оценка

Уровень

Оценка

Тема

 

1. Спряжение

Глагола

 

2.Корни с

чередованием

 

 

 

 

 

 

Систематически предлагая учащимся разноуровневые задания, мы постепенно подводим их к осознанному восприятию четвертной и годовой оценок, что немаловажно.

Составляя разноуровневые упражнения, можно варьировать задание, оставляя неизменной языковую часть, сохраняя задание, или варьировать то и другое сразу. При этом вносимые изменения не должны лишать разноуровневые упражнения единой целевой и содержательной основы.

Варьированию подлежат: во-первых, содержание и объём языкового материала; во- вторых, содержание и количество заданий; в-третьих, условия выполнения упражнения, к которым можно отнести способ его предъявления (в устной или письменной форме) и характер помощи, предлагаемой учащемуся для правильного выполнения задания.

Варьирование содержания языковой части может базироваться на том факте, что языковые явления всех уровней взаимодействуют по – разному, имеют разное по сложности строение. На уровень сложности влияет также, какой материал – относящийся к одной теме (разделу) или недавно, - включён в его языковую часть.

Объём языковой части упражнения также может стать фактором, определяющим уровень трудности задания. Это зависит от характера языкового материала: однотипный ли он (обеспечивающий формирование одного т того же умения) или нет (включающий примеры, работа с которыми требует применения разных умений).

Помимо языковой части упражнения, может варьироваться и задание к нему. Благодаря варьированию заданий можно получить упражнения разной сложности при наличии одного и того же языкового материала. Так, например, при повторении темы «О - Ё после шипящих» в карточке уровня «3» (колокольчик) учащимся предлагается расставить знаки препинания и заполнить таблицу).В карточке уровня «4» задание усложняется: Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты, вставьте пропущенные буквы.

Но лучше всех, я считаю, усваиваются темы урока, основанные на использовании игровой технологии. Они пользуются у учащихся особым успехом. Например, урок – сюрприз. «Правописание Н_НН в суффиксах причастий . Это занятие, на котором всё неожиданно, всё необычно, ярко, красочно. Здесь и составление уникального рецепта, и получение необыкновенного конверта, в котором лежат карточки с вырезанными изображениями фруктов. (Необходимо заполнить карточки).Для учащихся уровня «4» задание даётся посложнее: Составьте рецепт, используя продукты, изображённые на карточках. А вот учащимся уровня «5» предлагается продолжить историю об удивительных превращениях продуктов.

Ученики, увлёкшись нестандартными карточками и весьма необычным заданием, напишут, прочитают и проговорят за урок столько слов с изучаемой орфограммой, сколько в условиях обыкновенного урока практически недостижимо.

Отдельно хочется остановиться на проблеме экономии времени урока. Практика показывает, что следует исходить из следующих положений:

·      не нужно допускать пустого переписывания упражнений, благодаря которому теряется интерес к предмету;

·      в течение урока необходимо предложить несколько видов работ;

·      Учащиеся 6-8 классов пишут довольно медленно, поэтому рекомендуется давать как можно больше заданий типа «Вставьте буквы», «Расставьте знаки препинания»,

·      экономии времени урока способствуют разнообразные перфокарты, большой выбор которых имеется.

Учащиеся любых уровней любят участвовать в дидактических играх, которые дают возможность разрядить обстановку и ещё раз поговорить о неисчерпаемых возможностях нашего родного языка. Так при изучении темы «Слитные и раздельные написания наречий» в 7 классе материалом служат овощи с написанными на них наречиями (Игра «Огородник») Нужно распределить их по ящикам. Эта игра лучше всех удаётся учащимся уровня «5» (книжка..) Игра «Агентство Шерлока Холмса (пропавшие наречия) под силу учащимся уровня «3» (колокольчик), потому что задания снабжены не только карточкой с пробелом, но и ключом к заданию.

 На открытом интегрированном уроке «Путешествие с наречием в историю моды» 1 разноуровневые задания предусматривали работу по обнаружению и пунктуационному оформлению деепричастных оборотов. Здесь и работа с текстом познавательного характера о русской моде XVIII века, и задания уровня «3» , где требуется определить границы деепричастного оборота, расставить знаки препинания, и заполнение таблицы примерами из упражнения (из истории русского костюма), работа по конструированию предложений (дидактическая игра «Путаница»), и работа по развитию речи, цель которой – формирование умения составлять текст-описание одежды и текст-повествование, где даже слабые учащиеся превзошли самих себя: вырезали макеты древнегреческой туники и хламиды и вписали туда текст с описанием технологии изготовления хламиды и туники.

При внутренней дифференциации личностно-ориентированное обучение достигается и за счёт компетентстного подхода к образованию, на что ориентирован Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), потому что приоритетной целью образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, находить решения в различных жизненных (социальных) ситуациях с учётом и на основе освоенных учебных действий, оценивать свои достижения.

Однако нельзя не сказать о трудностях, которые возникают у нас, учителей, на этапе перехода компетентностного подхода из стадии осмысления в стадию практической реализации, когда необходимы иные виды организации учебного материала, отвечающие главному требованию, при котором объектом усвоения становятся не столько знания, сколько востребованные в жизни умения, универсальные учебные действия (УУД).Одной из форм организации учебного материала по формированию УУД являются компетентностные задания , которые обеспечивают условия для применения предметных ЗУНов и УУД в новых, незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях, направленных на приобретение учащимися опыта решения задач жизненного характера. Этот тип задания позволяет включить школьников в самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность, связанную с анализом, синтезом, оценкой на разных этапах обучения, а также спланировать различные формы контроля (зачёт, практикум, семинарское занятие, лабораторная работа и др.)

На пути к инновационному, перспективному содержанию ФГОС компетентностные задания – это один из способов повышения эффективности предметного содержания. Современная система целеполагания школьного курса русского языка представлена в виде дидактической иерархии, учитывающей функции русского языка как учебного предмета, его место в системе филологического образования, интеграционные связи с другими языковыми дисциплинами и специальные предметные цели. Благодаря современному пониманию надпредметной функции курса родного языка овладение компетенциями (коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой) и формирование УУД становятся предпосылкой и необходимым условием обеспечения единства языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся.

Здесь стоит отметить приём обучения, способствующий повышению грамотности, кругозора учащихся. Только постоянно повторяя изученное, постепенно усложняя задания, можно рассчитывать на определённые результаты. Система заданий должна строиться по принципу своеобразного «снежного» кома. Например, учащиеся 6 класса изучили фразеологизмы. Чтобы повторить и закрепить знания об идиомах, провожу урок-путешествие в страну фразеологии Наше вам с кисточкой»). Для учащихся уровня «3» (колокольчик) предлагаю принять участие в игре «Рисунки-подсказки», где ребята отгадывают идиомы, которые им описывает ученик, а подсказкой служат иллюстрации из газеты «Самоцветы русского языка». (Смотри сноску).Для развития умения отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов детям уровня «4» (папочка) предстояло  оказаться в роли рыбаков: они закидывали удочку в аквариум, на дне которого лежали рыбки с железными колечками. На каждой рыбке был записан фразеологизм, к которому нужно было подобрать синонимичные идиоматические выражения. 2

 А учащимся уровня «5» не представляет особой трудности написать «Немой диктант», где ведущий показывает картинки, а ученики записывают идиомы, соответствующие изображениям.

Для технологии разноуровневого обучения не чуждо и исследование, при котором объектом усвоения становятся востребованные в жизни умения, УУД. Учитель создаёт на уроке подобие исследования, то есть предлагая детям роль исследователя. Играя в «учёных», дети преобразуют информацию в знание. И здесь важнейшим элементом является схематизация этапов рассуждения. Графическое оформление по ходу урока шагов преобразования информации в знание (наблюдение над языковым материалом, сравнение, обнаружение общего и различий, выявление существенных признаков понятия, их обобщение, формулирование определения)состоит в краткой записи решения «проблемы», поставленной в начале урока. Схема исследования служит ученикам опорным конспектом для запоминания определения и способа действий с ним. Так, например, при изучении темы «Предложение, его типы и виды. Знаки препинания в предложениях. «8-9 кл.) учащиеся уровня «3»(колокольчик) работают над устным высказыванием.Докажите, что пунктуационное оформление предложения, соответствующее различным речевым ситуациям, исключительно важно для понимания смысла. Прочитайте вслух фразы, разделяя интонационно те, что внешне различаются только знаками препинания.

А) Незнакомец спросил, как пройти.

Незнакомец спросил: «Как пройти?»

Б) Поэт поинтересовался, в чём смысл жизни.

Поэт поинтересовался: «В чём смысл жизни?»

Учащихся уровня «4» (папочка) заинтересовал Исследовательский практикум». Как рассказывает легенда, один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: «Поставить статую золотую пику держащую»  Они заспорили между собой.

Подумайте, как мог разрешиться их спор. Имеет ли он, на ваш взгляд., однозначное решение? Почему? Предложите свои варианты постановки знаков препинания.

А вот учащиеся уровня «5» (книжка) оказались в роли «Архимедов» при решении логической задачи. На диване устороились мой брат молодой врач приезжая дальняя родственница матери юная девушка и я. В кресле и на стульях расположились наша соседка женщина средних лет её муж красивый седой старик маленький мальчик чей-то плачущий внук.

Практика показывает, что при дифференцированном подходе к обучению уделяется больше времени отстающим ученикам, не упускаются из виду сильные, создаются благоприятные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями психического развития, с учётом особенностей характера. При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. 

Список литературы.

1.     Полат. Е.С.Бухаркина М.Ю. «Новые педагогические и информационные технологии».

2.     «Русский язык в школе» №7,2007, №7 2011, №2 2012

3.      Е.А.Полежаева. Школа радости. Современные открытые уроки русского языка.Ростов-на –Дону:ну Феникс.2002

4.     Г.В.Цветкова. Руский язык 6-11 классы. Проектная деятельность. Волгоград.:Учитель,2008

5.     Т.И.Павлова. Компетентностные задания по русскому языку. Методический конструктор, Ростов-на-Дону .Легион.2012

 

 

 

 

При копировании материалов с сайта ссылка на http://alm-sm.narod2.ru обязательна.

Copyright © Смирнова А.Ф., 2012

 

 
Hosted by uCoz