Проблема проекта – являются ли компетентностные задания одним из способов повышения эффективности предметного содержания?
Причина возникновения проекта – трудности, возникающие на этапе перехода компетентностного подхода из стадии осмысления в стадию практической реализации.
Цель: составить методический конструктор компетентностных заданий для учащихся 5-9 классов.
Задача: систематизировать задания по отдельным разделам и
темам школьного курса русского языка и представить как нестандартный материал
для организации самостоятельного, дифференцированного обучения на уроке и
различных форм контроля (зачёт, практикум, лабораторная работа, семинарское
занятие и т.д.)
Рецензент.
А.С.Еремеева, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №1
г.Энгельса, Отличник народного просвещения
Дидактический банк компетентностных заданий для 5-7 классов
Раздел «Фонетика». Культура речи.»
Тема. Звуковой состав слова. Графика.
I вариант
1
Перед вами
два фантастических животных - мамалыга и жаваруга. Обратите внимание,
как изобразил их художник. А теперь попробуйте изобразить двух
фантастических животных. Один зверь - урщух, другой - лимень. Сравните
рисунки. Какое животное рисуют чаще как страшное, дикое, злое, какое –
ласковое и спокойное? Что в названиях животных подсказало их нрав.
Попробуйте прочитать, стараясь не двигать ни языком, ни губами, стихи Маяковского.
Строит,
рушит,
кроит,
и рвет,
тихнет,
кипит
и пенится.
Гудит,
говорит,
молчит,
и ревет –
юная армия…
Почему трудно выполнить это задание? Можем ли мы забыть о произносительной стороне языка при молчаливом чтении? Доказывает ли этот пример связь устной и письменной речи?
По небу
голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем
зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Весёлый дождь стучит.
1. Определите, как сочетанием звуков, их повторением передаёт поэт грохот грома и стук дождевых капель.
2. Сочините миниатюру (в прозе или стихах) на одну из тем: «Весенняя гроза», «Плач осени», «Осенний ветер», «Пешком шагали мышки», «Болотная глушь».
Для этого
сначала подберите и запишите слова, которые передают фонетические
особенности вашего текста (4-6 строк). В составе вашего текста ни разу
не должно употребляться ключевое слово, указанное в теме, его надо
«услышать».
Прочитайте маленькие
рассказы из цикла «Весёлый алфавит». Они необыкновенны тем, что каждое
слово начинается на одну определённую букву. А если их произносить
быстро-быстро. Они звучат, как скороговорки.
Люблю май, лёгкий, летящий.
Лопнули почки, появились листочки, лакированные листочки.
В поле полет Поля просо, а пузатый пеликан пару пончиков, печенье, пышки, плюшки, пирожки тёте Поле в поле носит в полосатом пиджаке.
Подготовьтесь читать эти рассказы, как скороговорки. Проверьте свой
словарный запас и проявите фантазию, участвуя в конкурсе «Азбучные
истины».
Сочините свои маленькие рассказы на буквы:
А, Б, О, С. Попробуйте «составить алфавит» из названий птиц, например:
аист, баклан, ворона, гагара или из названий фруктов, например:
апельсин, банан, виноград… В случае затруднения воспользуйтесь толковым
словарём. На какие буквы вы не смогли найти слова? Почему?
1. Прочитайте лингвистическую сказку
Л.Петрушевской и попробуйте «перевести» её на обычный язык. Средства каких языковых слоёв помогают понять этот смысл?
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
- Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оёё, оёё! Бутявка-то не кузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявква вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой:
-Калушата подудонились! Зюмо не кузявые! Пуськи бятые.
2. Подготовьте партитуру чтения вслух сказки: обозначьте паузы, логические ударения, выберите тон в соответствии с содержанием текста, темы. Попробуйте нарисовать калушу, калушат, бутявку.
Голос человека – очень характерная черта в общем впечатлении,
возникающем от него, настолько, что мы можем сразу по голосу вывести
закономерности, повышающие вероятность того, что тебя услышат и поймут.
Каждому участнику предлагается произнести шуточные стихи
А.С.Пушкина,
услышавшего однажды разговор князя С.Г.Г. с банкомётом: первому - как
черепаха; второму – как маленький ребёнок; третьему – как робот;
четвёртому – пулемётная очередь.
Полюбуйтесь же, вы, дети,
Как в сердечной простоте,
Длинный Г. играет в эти,
Те, те, те и те, те, те.
Черноокая Розети,
В самовластной красоте
Все сердца пленила эти,
Те, те, те и те, те, те.
О, какие же здесь сети
Рок нам стелет в темноте:
Рифмы, деньги, дамы эти,
Те, те, те и те, те, те.
Если говорят о чём-либо
непонятно, бестолково, то такое высказывание называют тарабарской
грамотой, тарабарщиной. Неясное произношение слов говорит о недостатке
критического отношения к себе, вялости воли. Попробуйте написать
тарабарскую грамоту и прочесть её. Для этого нужно разделиться на 2
группы: одна группа должна зашифровать текст, а другая должна найти ключ
и прочитать написанное с разными интонациями: назидания, жалобы,
заискивания, пренебрежения и злости. За основу можно взять фразу
«Дело
случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет»
.Секрет этого письма заключается в том, что если внимательно вглядеться
в значки, то можно увидеть недописанные и перевёрнутые буквы. И тогда
можно легко прочитать письмо.
Сочините фантастическую историю, героями которой будут звуки. Помните, что каждый звук имеет свой характер:
{ш} - тихий, медленный, тревожный;
{р} - сильный, агрессивный, грубый;
{л} - мягкий, ленивый.
Изобразите звуковой образ рубанка с помощью {ж}{и}{ч}{с}
Создайте звуковой образ мчащейся конницы, пляски, дайте возможность «услышать» таинственные ночные шорохи, шум ветра, шелест листьев.
II вариант
Попробуйте сочинить небольшое стихотворение по картинке «Пешком
шагали мышки по узенькой дорожке»(слова-помощники: деревушка Пешки, деревушка Ложка). Подсчитайте, сколько звуков ш в стихотворении? Зачем их столько понадобилось?
Прочитайте рассказ
Л.Измайлова «Ненужные словечки»
Однажды я встретил соседского мальчишку Ваню Сидорова, и у нас произошёл такой разговор:
- Здравствуй, Ваня, как дела?
Он говорит:
- У-у, дела моща.
- Классно, говорю. Ща один фитиль такое сморозил, подкатывается к одному
шкету, дай, говорит, велик погонять, сел и почесал, а тут училка, он и
давай выпендриваться, варежку разинул, вот и дерябнулся. Сам с фингалом,
училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка, клёво,да?
Я говорю:
- А что, там лошадь была?
- Какая лошадь?
- Ну, которая ржала, или я не понял ничего. Ну, давай сначала.
- Давайте. Значит, один фитиль…
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Ну, парень один, длинный, подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять, сел и почесал…
- К какому шкету?
- Ну, шибзик один. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него вроде шнобеля. Рубильник такой вроде паяльника. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, попилил он…
- Ну и как, распилил
- Что распилил?
- Ну, шнобель.
- Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля – фингал, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться, варежку разинул, вот и гикнулся. Теперь поняли?
- Я понял, что ты совершенно не знаешь русского языка.
Почему
использование нелитературных вариантов языка в неофициальном общении (в
диалоге) привело к неудаче? Почему герой не понял соседского мальчишку
Ваню Сидорова? А сам Ваня был воспринят как необразованный и невежливый
человек?
В этом конкурсе команды должны показать как знание языка,
так и умение с юмором объяснить очевидные вещи по-новому. Задание
конкурса построено на лексической несочетаемости отдельных слов. Нужно
заранее приготовить 5-6 словосочетаний, которые не должны употребляться
в русском языке, и попросить команды объяснить их.
Например:
обречён на большой успех; урожайный счёт матча; нержавеющая
молодость; крыша встала набекрень; повар моды; нанесли молниеносный
визит; самоотверженно биться головой о стекло.
Конкурс строится на
основе речевых штампов и канцеляризмов. Капитанам нужно за 10 минут
составить программную речь по выходу из речевого кризиса.
Коля: Я знаю, как нам обустроить речь. Теперь моя речь будет такая. Я так правильно буду совершать акты речевой коммуникации, что коммуникативнее просто некуда! Да! Речевая коммуникация - вот что нас спасёт! Вот что я хотел сказать о коммуникации. Это, знаете ли…
Витя: Твоя болтовня никому не нужна. Ты как сорока в сорочьем гнезде, только и знаешь, что говорить: «речевая коммуникация! Речевая коммуникация!»
Коля: Ты ведёшь себя просто некрасиво!
Витя: Я? Да ты сам ведёшь себя, как необъезженный самолёт.
Коля: Как кто?
Витя: Как смеющийся пингвин, как холодное солнце. В общем антиобщественно. А ведь как полезно читать словари, справочники. Столько новых слов узнаёшь- аж в черепномозговой коробке не укладывется. Очень полезно.
Коля: А ты сам что-нибудь полезное сделал?
Витя: да я столько полезного сделал – не унесёшь! Но я об этом тихо помолчу.
Коля: Уж лучше молчи, а то наговоришь в 3 обхвата. Извините, с 3 короба. Вот и я уж стал ошибаться. Что делать?
1. Подготовьте инсценировку этого текста. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы в речи Коли, Вити не было речевых ошибок?
2. Напишите об этом небольшое сочинение, начав его словами; «Язык служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому человеку их воспринимать и как-то реагировать.»
Прочитайте рассказ. Определите национальность персонажей по характерным особенностям. Сделайте вывод: как нужно общаться с иностранцами.
Раннее утро. На
перекрёстке, пережидая красный сигнал светофора, стоят пешеходы.
Неожиданно мальчишка лет десяти перебегает улицу. На противоположной
стороне его останавливает мужчина в строгом сером костюме и, отведя в
сторону, делает внушение и провожает подальше от дороги. Тут он
встречает знакомого и сдержанно деловито начинает рассказывать, где ему
удалось так дёшево приобрести канцелярские товары, так необходимые на
работе. Глянув на часы, торопливо, но обходительно кланяется и
отправляется на службу.
Материал для проведения уроков-практикумов, зачётов, лабораторных работ
А. Что такое «крылатые
слова»? Найдите примеры из античной мифологии, из
Библии, из русской
литературы. Приведите примеры употребления «крылатых слов» в своём
сочинении-миниатюре.
Б. Составьте интеллект-карту
терминов, которые вам встретились в учебнике, в разделе «Лексика».
Проверьте, можете ли вы их объяснить другому человеку так, чтобы он
понял, что обозначают эти слова-термины, по каким признакам лексика
русского языка делится на группы. Докажите, в чём преимущество данной
карты как приёма актуализации знаний ( это может быть
словесно-иллюстративный рассказ с применением элементов алгоритма и
т.д.)
В. Используя рисунки-подсказки из газеты «Самоцветы
русского языка», сделанной учащимися, отгадайте
фразеологизмы, значение которых вам опишет ученик.
Как говорят:
1. Об очень большой тесноте в помещении?
2. О полной тишине?
3. О первых признаках появления чего-либо хорошего, радостного?
4. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужие проступки?
5. Об удачливом, счастливом человеке?
6. О состоянии тоски, тревоги, беспокойства?
7. О том, к чему трудно придраться?
8. О забывчивости, плохой памяти?
9. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении?
На основании этого составьте фразеологический словарик.
Используя
словарьС.И.Ожегова, составьте перечень стилистических помет отрывка из повести
Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Признаки какого стиля вы здесь увидели?
Каковы приметы этого стиля - особенности лексические, морфологические,
синтаксические?
Не погибнет ни одно великодушное дело, и не пропадёт, как
малая порошинка с ружейного дула, козацкая слава. Будет, будет бандурист
с седою по грудь бородою, а может, ещё полный зрелого мужества, но
белоголовый старец, вещий духом, и скажет он про них своё густое,
могучее слово. И пойдёт дыбом по всему свету о них слава, и всё, что не
народится потом, заговорит о них. Ибо далеко разносится могучее слово,
будучи подобно гудящей колокольной меди, в которую много повернул мастер
дорогого чистого серебра, чтобы далече по городам, лачугам, палатам и
весям разносился красный звон, сзывая равно всех на святую молитву...»
- Как вы думаете, почему у
Гоголя в тексте написано слово козацкая? С какой целью прибегает Гоголь к стилизации в этом отрывке?
Д. Заведите «копилку» каламбуров, «каверзных вопросов», шуточных объявлений, парадоксов, пародий, анекдотов. Какое языковое явление в них спряталось?
Анекдот
Штирлиц и
Борман стреляли по очереди. Очередь разбежалась.
Пародия.
Наша бабка громко плачет:
-Где мой козлик? Где он скачет?
-Полно, бабка, плачь, не плачь.
В лес умчался твой рогач.
А живут в лесном посёлке
Живодёры, злые волки.
И напали на него
Ни с того и ни с сего.
Повалили козю на пол,
Оторвали козе лапы,
Сгрызли спинку, шейку, грудь-
Козю нам уж не вернуть.
А.Г. Финкель («Парнас дыбом»)
Газетные заголовки-афоризмы
Вспомните пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки.
Каков факт, таков и акт.
Готовь лыжи летом.
Мал городок, да дорог.
Цыплят считают зимой.
Посадка в чужие сани уже объявлена.
Когда в соседях согласья нет.
Шайбы по весне считают.
Проводили по одежке.
Е. Составьте перечень словарей: энциклопедических, толковых, нормативных…Подготовьте небольшое устное сообщение о том, как пользоваться одним из таких словарей, предварительно составив план, по которому вы будете рассказывать..
Ж. Прочитайте «этимологические упражнения» (ребячьи образования). Объясните, почему они вызывают улыбку? На какой языковой особенности построено такое шутливое толкование слов?
Будильник-гудильник
Колоток-молоток
Строганок-рубанок
Копатки-лопатки
Рукти-ногти на руках
Тушенники-пожарники
Шумовка-скандалистка
Рыжка-белка
Гусеница-женщина, которая пасёт гусей
Людёнок-ребёнок.
Приведите свои примеры, построенные на этом языковом явлении.
З. Русский поэт
Д. Минаев, разоблачая царских чиновников, писал о них:
Иной, заслышав слово «ворон»,
решает, что сказали «вор он»
и на его, конечно, счёт.
А если кто проговорится
невинным словом «воробей»,
он начинает сторониться,
поймавши звуки «вора бей!»
Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните этот каламбур (шутка, основанная на одинаковом звучании слов с различным значением.) Как называется такое языковое явление?
Придумайте и запишите каламбур, в котором обыгрываются слова
Цель:
развитие умения употреблять фразеологизмы в свойственном им значении;
развитие умения логично выстраивать и излагать мысли; формирование умения стилистически править текст.
Реквизит: карточки с написанными на них идиомами
Условия игры.
Учащийся берёт карточку, читает
фразеологизм и пишет на листе бумаги своё предложение. Лист загибается,
чтобы не было видно написанное, и передаётся следующему играющему.
Следующий участник поступает таким же образом. И так до конца, пока не
кончатся карточки. После того, как рассказ будет зачитан, учитель может
предложить ученикам внести в текст поправку. (Ученики выполняют эту
работу в парах, или по одному, или по группам).Затем можно провести
конкурс на лучший вариант.
Примерный список фразеологизмов для карточек.
на короткой ноге
с левой ноги встал
еле ноги унёс
из рук вон плохо
взять
взять в руки
дать по рукам
рукам воли не давай
руку даю на отсечение
распускать руки
горячая голова
на свою голову
отвечать головой
голова идёт кругом
ручаюсь головой
намылить ему голову
Возможный вариант текста с использованием фразеологизмов:
- Когда-то я был с ним на короткой ноге.
Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со
всех ног домой! Еле ноги унёс!..Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей
больше у него не будет!
- Да, ведёт он себя из рук вон плохо.
Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не
давай! И тогда - руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать
руки!
- Спору нет – горячая голова! Но уж если
мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение
головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову(у меня
голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь
головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
(А.Шибаев)
Чёрный ящик
(возможный вариант)
Если вы установите, что связывает все эти предметы, то ответите на вопрос, что находится в чёрном ящике. Итак, слова: кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава.
Игра «Замени нас»
(возможный вариант)
Выставляется красная карточка с основным
значением фразеологизма, к которому каждый в свою очередь подставляет
свою карточку с его синонимом. Если же таковой нет, можно выставить
красную карточку новым значением. Если же и таковой нет, то очередь
пропускается. Выигрывает тот, кто первым освободится от своих карточек.
Материал для игры
Попасть в неприятное, затруднительное
положение – попасть впросак, попасть в ловушку, сесть в калошу,
попасть в переплёт. Льстить, хвалить безмерно – петь дифирамбы,
курить фимиам, возносить до небес. Неопределённый, никчёмный человек
– ни рыба ни мясо, ни два ни полтора, ни то ни сё. Маленький,
незначительный человек – мелкая сошка, последняя спица в колесе,
божья коровка .Отгородиться от жизни – сидеть в четырёх стенах,
уйти в свою скорлупу, отгородиться китайской стеной. Заниматься
пустыми разговорами – переливать из пустого в порожнее, точить лясы,
разводить бобы. Обмануть, ввести в заблуждение – втирать очки,
кривить душой, обвести вокруг пальца. Разоблачить – вывести на
чистую воду, поймать с поличным, сорвать маску. Усмирить –
поставить на своё место, обломать рога, подрезать крылышки. Жить за
чужой счёт – драть три шкуры, тянуть жилы, выжимать соки из кого-либо и
т.д.
Нарисуйте юмористические иллюстрации к арифметической задаче.
1. Хорошо бы шесть апельсинов умножить на трёх слонов! Получится восемнадцать слонов апельсинового цвета. Или появятся восемнадцать апельсинов величиной со слона.
Тема «Н-НН» в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
25
(Реши филворд)
Двигаясь по
горизонтали или вертикали, найдите спрятанные причастия и отглагольные
прилагательные, соответствующие словам таблицы «…клеточек». Найдите
прилагательные и причастия, которые пишутся с 2 буквами «н», заштрихуйте
эти клеточки.
а
г
п
о
к
р
а
х
в
п
о
ц
ш
а
о
л
ы
ъ
а
м
я
о
т
с
е
р
к
и
з
щ
л
е
з
с
а
н
ы
р
о
в
а
н
а
е
р
е
н
ё
ч
о
л
й
ы
х
я
и
б
н
у
п
и
р
п
ч
ц
е
н
р
е
д
р
е
н
ы
е
ы
ё
ы
й
ф
ч
и
с
т
ё
г
а
н
н
й
л
к
т
щ
е
н
ы
х
ы
ё
л
а
в
х
з
в
а
н
х
ы
с
ю
ш
е
н
о
й
м
о
ф
ч
о
р
о
ж
е
ы
й
п
о
т
р
а
м
е
ж
е
в
с
о
п
ч
ё
н
е
л
к
о
к
р
к
о
й
ы
х
с
ъ
е
л
и
о
ш
е
н
ы
й
с
д
а
н
о
в
б
и
я
ю
м
Таблица «Встреча гостей»
он (стол)
скатерть
салфеток
ножки кресел и стола
вилки
ножи
попугай
часы
носы
жилетов ряд
туфель
в гости
немало сил
суп
капусты
яблок
сазан
угорь и баран
банан
давно
пересчитать
Если к вам охотно ходят в гости, значит, вы хороший человек.
Возможный вариант задания
В целях экономии времени можно предложить учащимся вставить буквы в распечатанные заранее тексты (можно перфокарты)
На примере слов одолеть, долой, долинаможно ли доказать мысль педагога XIX века В.П.Шереметевского: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов»?
В игре принимают участие 3 ученика. Каждый из них выбирает одного из «бегущих за слоном». Необходимо проанализировать слова из списка и выяснить, кто из «бегущих» не знает правил.
Цель: формирование речеведческих и правописных навыков
Уровень А
Иногда люди хотят, чтобы их н…узнавали (- если опустить частицу, смысл изменится на противоположный) н…родственники, н…соседи, н…чужие (- частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав н…свет н…заря (- фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только н…хотел примерить красивый деревянный капюшон (-простое восклицательное предложение)!
Кто н…приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение (- предложение сложное, частицу можно опустить). Но как н…старался (-предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик, н…одна (- ничто) из его работ н…доживала (- если опустим частицу, смысл изменится на противоположный)до следующего праздника, потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. Н…раз (- много раз) обижался мастер на эту традицию, но н…разу ( - никогда) никому н…жаловался ( - если опустим частицу, смысл изменится на противоположный), ведь он дарил людям радость.
(По Е.Пономарёву)
Уровень В
Вставьте пропущенные буквы, пользуясь таблицей устойчивых сочетаний. Расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях ( ориентируйтесь на подчёркнутые сказуемые).
Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей. Расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Прочитайте басню
Л.Н.Толстого «Отец и сыновья». Выпишите из неё все слова с приставками.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».
Попробуйте сказать своими словами, в чём главная мысль этой басни (люди слабы поодиночке и сильны единством).
Попробуйте с помощью картинок-подсказок раскрыть секрет правописания приставок. В зависимости от чего они разделяются на 3 группы?
Прочитайте рассказ
Георгия Гулиа. Найдите в тексте родственные слова. Напишите изложение по рассказу.
В старину абхазцы не знали наркоза. У них была песня, она называлась «Песней ранения». Если воина ранили в бою,и в его ноге застряла пуля, её, разумеется, надо было вынуть. Ну а боль? Боль утоляли песней. Друзья раненого пели, а опытный старик доставал из раны пулю.
Я как-то спросил горца, которому минуло 110 лет: «Неужели правда, что боль не боль, если поют «Песню ранения»? Он сказал: «Да, правда. А знаешь почему? Потому что это очень хорошая песня. Для сердца – сладкая как мёд. Это песня, которая не только боль заглушает, но и раны лечит и сердце укрепляет».
В русском языке есть слова, «убежавшие» от первоначальных значений. К таким словам труднее всего находить проверочные слова. Как найти их «родственников»?
I. Определите, в каком из словосочетаний есть слова, «убежавшие» от первоначального значения.
Тема «Распространённые и нераспространённые предложения
35
Какой член предложения?
Ученики разбирали предложение «Девушка с цветами вошла в класс». Очень легко учащиеся нашли и подлежащее и сказуемое, но когда очередь дошла до слов с цветами, то голоса ребят разделились.
Коля доказывал:
- Девушка (какая?) с цветами, С цветами – определение, оно определяет девушку.
Катюша не соглашалась:
-С цветами - это дополнение. Девушка (с чем?) с цветами, а не с вазой вошла в класс.
Кто же прав?
Шляпа с глазами
В рассказе А.П.Чехова «Жалобная книга» есть такие слова, принадлежащие не совсем грамотному герою:
«Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».
Однажды вор залез в чужой курятник и
украл курицу. Когда он убегал, он опрокинул лампу, и курятник загорелся.
Курица смотрела назад и, видя огонь пожара, понимала: он спас ей жизнь.
Когда вор откармливал курицу пшеном и
хлебом, курица понимала: он о ней заботится.
Когда вор скитался из города в город,
пряча курицу за пазуху, курица понимала: он её любит.
Когда курица увидела, что вор замахнулся
ножом, она поняла: он хочет покончить жизнь самоубийством. Она прыгнула
на нож и прикрыла вора своим телом. И умерла счастливой.
Докажите, что это текст.
Определите тип речи.
Обоснуйте своё мнение. Обратите внимание на глаголы.
Тема «Повествование. Рассказ на основе воображения
38
Сочините текст любого жанра, в котором известный литературный герой, например: Маленький принц, Дон Кихот, Айвенго, Робин Гуд, Незнайка, Том Сойер оказался бы в нашем времени. Вы можете показать, как герой знакомится с непонятными ему явлениями действительности, представить, как он повёл бы себя в современных условиях.
Сочините текст любого жанра, в котором оживают знакомые предметы. Например: вешалка гордится тем, что перед нею снимают шляпы. Кресло, важное, солидное, предупредительно поддаётся, сжимается, когда на него садятся, а когда встают, - распрямляется, надменно поглядывает на окружающих и т.д.
Потом представьте, какой была бы жизнь в отсутствии этого предмета. Запишите, что бы вам пришлось делать, чтобы его заменить.
II Вариант Сочинение для журнала
Сочините волшебную сказку двумя командами. Можете использовать предложенное начало (разверните намеченные темы по всем правилам создания эпического произведения), а можете придумать другую сказку. Какая команда лучше справится с этим?
Задание первой команде.
Захудалая страна (придумайте название, расскажите о ней). Царь, его сын, дочь (придумайте имена, наметьте характеры). Обычный день царской семьи.
Задание второй команде
Появление богатого гостя из соседней страны (придумайте имя гостя, опишите его появление.) Подарки царю (например, компьютер с набором игр), ухаживание за царевной (организация дискотеки, модные танцы), подарок царевичу (машина).
Прочитайте притчу о Цветке. Попробуйте
описать его. Для этого вырежьте как можно больше лепестков. Постарайтесь
заметить в природе различные краски, формы лепестков, размер
стебелька…Напишите эти слова на лепестках-шаблонах и приклейте к цветку
(если сможете, раскрасьте лепестки в соответствующий цвет).
Притча
Ветер встретил прекрасный Цветок и
влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему большей
любовью, выраженной в цвете и аромате. Но Ветру показалось мало этого, и
он решил: «Если я дам цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня
чем-то ещё большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви.
Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять
его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным
дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:
- Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты
сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не
любил!
Но Цветок ничего не ответил. Он умер.
Тот, кто любит, должен помнить, что не
силой и страстью измеряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением.
Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать.
II вариант
Работа с текстом описательного характера.
Цель: отработка речеведческих и правописных навыков
Вставьте наречия в текст. В чём разница между текстом с наречиями и текстом без них? Чем вы можете аргументировать свой ответ?
Этот маленький цветок похож на кусочек солнца,____________________________каким-то образом затерявшийся
в траве. Многочисленные белые лепестки____________________блестят,
словно лучики,________________посылающие_________________________себе
тепло и свет._____________________________они раскрываются,
а________________________________прячут свою красоту. Тоненький стебелёк____________________________________________________искривлён от
постоянного движения_______________________________за солнцем, от
неукротимого стремления_____________к теплу. Но этот
сияющий,_____________________________пронизанный____солнцем цветок,
кажется,________________________великолепным творением природы
Придумайте и опишите (а если хотите, то
нарисуйте) памятник своему любимому литературному герою. Опишите место,
где он может стоять, что его должно окружать, отметьте особенности в
описании одежды, передающие характер героя.
Расскажите о творчестве любимого писателя.
Постарайтесь, чтобы начало рассказа было необычным, увлекательным для
слушателя. Например:
«Если вы прочитаете названия произведений
писателя Андрея Геласимова, «Нежный
возраст», «Жанна», то будете приятно удивлены тем,
что это трогательные истории о взаимоотношении взрослых и детей.
В рассказе избегайте речевых штампов и
расхожих фраз типа великолепный писатель, громадное значение, это
шедевр, выразил чаяния, творчество олицетворяет, заключён глубокий смысл,
много внимания уделял…
II вариант
Составьте отзыв о прочитанной книге. Для
этого воспользуйтесь данной записью, которая поможет вам создать устное
высказывание.
Есть книги, прочитав которые, хочется__________.
Рассказ(повесть)__________ относится, на мой взгляд, к числу именно таких произведений.<>br
Я прочитал его (её) и_______
Это рассказ (повесть) о_______
Герой книги___________.
В книге есть прекрасные страницы, посвящённые____________.
Запоминаются главы о____________.
Хороши фрагменты рассказа (повести), посвящённые____________.
Эту прекрасную книгу должен прочитать каждый, кто___________.
В устной речи мы не обдумываем заранее
своё высказывание. Из-за этого могут возникать недоразумения. Народный
артист А. Райкин создал на сцене пародийный образ Феди – пропагандиста,
который выступил со следующей речью. Какая ошибка допущена в его речи?
«Новому начальнику двадцать четыре
года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но
он тридцать шестого года рождения…В подшефном колхозе двое наших
пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и
ходит в таком виде на работу… Людей нужно водить в музей и на примере
первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались… Перехожу к
спорту».
II
На письме тоже необходимо следить за
точностью выражения своих мыслей.
Задание I
Отредактируйте
данные предложения. Укажите причину ошибок. Какие требования должны
предъявляться к языку говорящего и пишущего?
1. Надо объединить всех, кто восстанавливает пострадавший от наводнения город.
2. За нетактическое поведение студенту сделали замечание.
3. Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктике.
4. В течение февраля продолжительность суток возрастёт на 2 часа.