Сайт учителя русского языка и литературы

Смирнова Альмира Фануровна

Меню

 
Главная
Русский язык
Литература
Развитие речи
Опыт работы
Контакты
Карта сайта
Полезные ссылки
 

Статистика

 
Rambler's Top100

 

Открытый урок по теме "Слитные и раздельные написания наречий" (интегрированный урок)

 

 

 

Открытый урок по теме «Слитные и раздельные написания наречий».

(интегрированный урок)

Тип урока: урок закрепления

Вид урока: урок – путешествие в историю моды

Технология: элементы технологии развивающего обучения

Цель: формировать навык правильного написания наречий; воспитывать уважение к творческому наследию прошлого; формировать нравственные качества учащихся.

Знать: правило написания некоторых наречий; особенности текста – описания и текста- повествования.

Уметь: пользуясь списком для запоминания; правильно писать наречия; составлять словосочетания с наречиями; определять основные признаки текста, находить элементы описания и повествования в тексте, создавать текст – описание и текст – повествование на заданную тему.

Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями; список слов для запоминания; иллюстрации по истории моды; репродукции картин из серии «Три века русской моды»; памятки « Типы речи»; Технологическая карта; план – схема изготовления изделия; газета «Мода. Мода? Мода!»; костюмы к театральной сценке; плакаты (выкройки моделей) из кабинета технологии; манекены с образцами швейных изделий (из кабинета технологии); Маршрутный лист.

Презентация. (Скачать презентацию 1,85 МБ)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы совершим путешествие в удивительную Страну Наречие (adverbium) по маршруту: (станции – Мир античной моды – По залам Третьяковской галереи – Теоретическая – Орфографическая – Я модельер – Театральная – Этикет и я ). Много интересных приключений произойдёт с вами. Немало препятствий предстоит преодолеть, но знания, смекалка, любовь к языку, я надеюсь, помогут вам.

А цель нашей экспедиции – продолжить знакомство с правилом слитного и раздельного написания наречий ( у каждого учащегося есть список), определять основные признаки текста, создавать текст – описание и текст – повествование на заданную тему. А поможет нам в этом путешествие в историю моды. А какое может быть путешествие без автобуса, которому придётся вести мне, экскурсоводу, кондуктора, Архипова Владимира, который предложит вам Маршрутные листы. Расплачиваться за них вам придётся в дороге своими знаниями, находчивостью, быстротой.

Итак, в путь.

I. Станция «Мир античной моды.

Давайте мысленно перенесёмся в Древнюю Грецию и Рим и попробуем понять, как одевались в античную эпоху. Перед вами изображение обычной одежды древнего римлянина – туники. Что же она из себя представляла?

Сообщение ученика

(слайд №5)

Туника (лат.tunika – рубашка), у др.римлянина род рубашки длиной до колен, которую носили под тогой (покрывалом),мужской верхней накидки из белой шерсти. Нижняя одежда (туника) сейчас пришлась бы впору обладателям разных размеров. в силу уникальности покроя. У простых людей туника зачастую имела только левый рукав. В этом случае полотнища слегка прихватывались застёжкой на плече. Нередко тунику украшали вышивкой или каймой. В древней Греции туники шились из лёгких, прозрачных материй и подхватывались  под грудью поясом. Главное здесь – естественность и простота. (Давайте запишем это слово в раздел словаря «Правильно ли ты написал?»).

 А теперь давайте посмотрим на другой вид одежды. Перед вами хламида.

Сообщение ученика (Приложение Лист №1).

(слайд)

 

Запишите слово хламида в раздел словаря «Правильно ли ты написал?»

Работа с текстом

 

Цель: проверить уровень речеведческих и правописных умений и навыков

 

Учитель: Перед вами изображение обычной одежды римлянина – туники. Давайте познакомимся с текстом. (Приложение.Лист №2, памятка «Типы речи).

( Один ученик выходит к доске, выписывает орфограммы и объясняет написание).

Задания для работы

·        Прочитайте текст (один ученик читает).
·        Докажите, что это текст.
·        Определите тип речи текста.
·        Найдите в тексте элементы описания и повествования.
·        Выпишите из текста наречия и объясните написание

В наше время никого не удивляет платье (в) обтяжку или рубашка (на) распашку. А в античные времена такие наряды пришлись бы не (по) вкусу, ведь в древности люди предпочитали одежу (по) проще и (по) просторнее.

Нижняя одежда римлянина (туника) сейчас пришлась бы (в) пору обладателям разных размеров (в) силу уникальности покроя. У простых людей туника (за) частую имела только левый рукав. В этом случае полотнища слегка прихватывались застёжкой на плече. (Не) редко тунику украшали вышивкой или каймой. (По) верх туники мужчины надевали тогу (покрывало).

 

 

I. Станция «По залам Третьяковки».

Раздаётся сигнал автобуса. Голос радиодиктора: «Внимание! Внимание! К пятой платформе прибывает автобус, следующий в Страну Наречие. На этой остановке мы предлагаем нашим пассажирам небольшую «экскурсию» по залам Третьяковки.

Учитель. Если наши потомки заинтересуются, какой была мода в конце второго тысячелетия, они извлекут из архивов многоцветные журналы с изображениями красавиц – манекенщиц, облачённых в произведения знаменитых кутюрье. Мы же можем узнать о моде прошедших веков из живописных полотен. Благо, многие художники – портретисты прошлого уделяли особенностям и деталям  одежды пристальное внимание.

Ребята, давайте мысленно перенесёмся в XVIII век, когда царь Пётр I повелел «учинить новую моду».

Сообщение ученика

(слайд  №6)

По его указу с 1700 года дворянам предписывалось одеваться и причёсываться на европейский манер. Этому указу подчинялись неохотно, скрепя сердце: короткополые кафтаны, бритое лицо и завитой парик многими пожилыми людьми воспринимались как верх неприличия. Бороды брили насильно. За право носить бороду платили специальный налог в царскую казну. Однако в среде служилых дворян, сподвижников Петра I , новая мода прижилась быстро.

(Слайд №8)

В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости, превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами, дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки.

Сообщение ученика

(слайд №9)

Поверх рубашки носили  камзол, отводя ему роль жилета (запись слова камзол в словарь). Камзол (фран.) - воинское и придворное платье из сукна, бархата или атласа с отложным воротником. Сверху на него надевался кафтан (запись слова в словарь).

(слайд №12)

Кафтан (турецк.)- длинная одежда с пуговицами и застёжками спереди. Различались исподние (нижние) и верхние (ферязи), дождевые, ездовые. смирные. У русских дворян кафтан не застёгивался и доходил почти до колен, притягивая взоры  золотым и серебряным шитьём и нарядными металлическими пуговицами. Под кафтан надевали короткие мужские штаны «кюлоты» Своим названием это слово обязано Франции (слайд №10). Мужчинам предписывалось носить чулки и туфли с пряжками. Парик, причиняя определённые неудобства, придавал своему владельцу представительный вид (слайд №11). Шляпа, являясь обязательной принадлежностью костюма, не всегда гармонировала с париком, и поэтому она, не находя применения, часто оставалась в руках.

Учитель

( слайд №14)

 На протяжении XVIII столетия женский костюм претерпевает некоторые изменения в деталях, однако основу его составляет роброн – платье с фижмами. Фижмами назывался каркас из китового уса или ивовых прутьев, придававший платью пышность и колоколообразную форму. Сверху надевали распашное платье. Корсет, стягивая талию, придавал фигуре стройность.

Особое внимание уделялось причёскам: волосы пудрились и укладывались в куафюру – высокую причёску. В таких куафюрах часто использовали каркас, который ставился на макушку, на нём крепились завитые волосы. Часто использовались парики, состоявшие из рядов буклей и соединявшихся кверху волосами.

Макияж состоял из сурьмы, которой подводили брови, белил и румян. В моде были мушки – как бы искусственные родинки, их наклеивали на лицо.

 

Работа по развитию речи

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, определять правильно синтаксическую роль наречий.

Дидактическая игра «Путаница».

(Приложение .Лист №3)

А теперь Вашему вниманию предлагается интересная информация о моде XVIIIвека, но понять ёе мешают грамматические ошибки . Давайте исправим их.

Уровень С

1. Редко пытаясь сохранить макияж, дамы в XVIII веке умывались.
2. Щёки румянили, не заботясь сильно о создании иллюзии естественного румянца.
3. Позаимствовав из Англии моду на гетры, русские дворяне надевали их зимой  сверх (поверх) белых шёлковых чулок.
4. Шляпа, являясь обязательной принадлежностью костюма, могла гармонировать с париком не всегда и оставалась в руках часто.

Уровень А

Используя материал уровня С, составьте и запишите простые предложения, подчеркните наречия.

Уровень В

Ребята, представьте себе такую ситуацию: после того как наречия заняли в тексте свои места и определили свои синтаксические роли, коварные грамматические ошибки решили вмешаться и всё перепутать. Отыщите «самозванцев», которые взялись играть чужие роли: (правильно определите синтаксическую роль наречий, составьте словосочетания «гл.+нар.» и разберите их).

В XVIII веке особое внимание уделялось причёскам: волосы пудрились и укладывались в куафюру – высокую причёску, на изготовление много которой уходило часов. В таких часто куафюрах использовался каркас, который ставился на макушку, на нём крепились завитые волосы.

Макияж состоял сильно  из сурьмы, которой подводили брови. Сильно щёки румянили. 

Слайд -16

Наш автобус прибыл на станцию «Теоретическая» Для успешного выполнения заданий необходимо повторить некоторые теоретические положения, позволяющие проверить уровень правописных умений и навыков.

1.Рассказать о наречии как части речи.
2.К ак пишутся наречия с приставками в, на, за и с приставками из, до, с, образованные от кратких прилагательных?
3. Как пишутся наречия с пространственным значением?
4. Как пишутся наречия с дефисом?
Как пишутся употреблённые в наречном значении сочетания имён существительныхс предлогами с, на?
5. Как пишутся наречия, образованные соединением предлогов – приставок в и на с собирательными числительными

Каждый из учащихся выбирает то или иное правило и кратко его иллюстрирует или в виде алгоритма, или графической схемы, или рисует картинки. Совсем слабым учащимся можно предложить опорные карточки.).

 

Станция «Орфографическая.

И снова в путь.

Водитель:

- Это что за станция?

- Орфографическая!

Учитель.

Китайский философ Конфуций как – то сказал, словно для нас с вами:

«Хорошо обладать природным дарованием, но упражнения, друзья, дают нам больше, чем природное дарование».

Ребята, я предлагаю вам выбрать карточки с определённым уровнем сложности (А.В.С.)

(Приложение. Лист №4)

 

Станция «Я модельер!»

Ура! Наш автобус прибыл на станцию «Я модельер!»

Ученик (Сообщение).

Мода существует для того, чтобы в основных чертах к ней индивидуально приспосабливаться. Никакая мода не бывает красивой или некрасивой. То, что вчера казалось плохим, сегодня может показаться хорошим. Благодаря этому свойству человеческой природы, мы время от времени обновляем свой внешний вид. Примирение с очередной новой модой часто бывает процессом нелёгким и длительным. Примирение с очередной новой модой часто бывает процессом нелёгким и длительным. Почти всякий раз поначалу она многих шокирует, но уже через год новая мода неизбежно наденет на нас узду, а через полтора она будет казаться нам единственно правильной, и мы опять начнём протестовать против того, чтобы её менять. Вещь модная послужит нам ещё 3 года, если говорить о дамском гардеробе, и 5, когда мы говорим о мужском. Не стоит рассчитывать на то, что мы «удержим» старую моду, лучше сдаться без боя. Нельзя хранить долго одежду с нафталином в сундуках.

Мода возвращается, но никогда не приходит точно в таком же облике. Модными будут вещи похожие, но не такие же. Так случилось и с туникой.

Учитель. Ребята, сейчас вам предстоит оказаться в роли модельера и через 3 минуты представить 2 минитекста:

Слово учителю технологии (Максимовой В.И.) Она помогает учащимся  составить Технологическую карту изготовления туники. (Попутно ребята повторяют слитное или раздельное написание наречий).Затем, руководствуясь технологической картой, девочки составляют текст -  - повествование: как изготовить тунику на макете  из цветного картона, а мальчики- текст –описание туники, пользуясь материалом карточек с разноуровневыми заданиями.(Приложение .Лист № 5)

 

Станция «Театральная»

Экскурсовод.

Дорогие друзья! Все вы , конечно , любите музыку, кино и театр. Вероятно, многие из Вас мечтают стать артистами, музыкантами, режиссёрами. Как узнать, может такое случиться и с вами. Мы приглашаем на сцену ребят, которые разыграют сценку  под названием «Маша и гороховое чучело».

Действующие лица и исполнители.

  • Ведущий., девочка Маша, бабушка, Чучело, дедушка.

Над землёй поднималось яркое солнце. В деревне запели петухи и замычали коровы. Начинался новый день. Яркий лучик коснулся лица Маши. Девочка проснулась. Бабушка тихо хлопотала у печки.

- Хороший денёк сегодня будет, Машенька! – сказала бабушка.- Я пойду пасти корову, а ты останешься за хозяйку.

У бабушки был старый сундук. Теперь она может посмотреть, что же в нём лежит. Маша открыла крышку сундука и увидела в нём старую одежду, которую решила примерить. Девочка надела длинное платье. Ничего, что болтается на ней! Потом обула старые дедовы сапоги, а на голове у неё оказалась соломенная шляпа. Подойдя к зеркалу и увидев в нём своё отражение, Маша подумала : «Хороша!» Путаясь в длинном платье, девочка взяла лейку и пошла поливать горох.

У грядок она увидела незнакомца. Он стоял, расставив руки в стороны. Волосы длинные, как у Маши. Они развевались на ветру. На голове, сделанной из тыквы, надета такая же шляпа, как у Маши, На незнакомце был рваный дедов пиджак и латаные – перелатаные брюки. Девочка стояла рядом с незнакомцем, когда услышала дедушкин голос:

- Ну и ну! Я поставил одно чучело, а у меня их два.

- Дедушка, это же я, твоя внучка Маша!

- А я тебя и не узнал! Вот вырядилась! Как чучело гороховое! вы с ним очень похожи!

- Дедушка, почему ты меня так называешь? – обиделась внучка.

Да потому, что чучелом гороховым называют человека, который несуразно и безвкусно одет. Такой человек, конечно, вызывает смех. Посмотри на себя! В старину так называли пугала, которые устанавливались на гороховых полях. А у нас пугало стоит на грядке. Беги переоденься! Нечего людей пугать да смешить!

 

Станция «Этикет и я».

 Учитель. И снова в путь. В путь за тем, чтобы ответить на такие вопросы: «Что красивее? Что делает человека красивым? Что нужно сделать для того, чтобы тебя не называли гороховым чучелом?» Давайте представим себе, что перед автобусом катится волшебный колобок и мы следуем за ним в городок Этикета.

Ура! Вот наконец долгожданная остановка! Ребята вышли из автобуса, возбуждённые и взволнованные предвкушением того, что сейчас увидят. Взорам учеников предстала следующая картина.

По улице шла разряженная и раскрашенная девочка – франтиха.

(Чтение наизусть одним из учеников).

Бусы                                                   Что – то вдруг

Ленты,                                                Зашелестело,

Банты,                                                 Звякнуло,

Блёстки,                                              Постукало,

Золочёные стрекозки…                    Может, это пугало?

Удивляется народ:                             Вы ошиблись:

Что за ёлка в Новый год?                  Это - Надя

Ветерок                                                В праздничном

Подул несмело                                    Своём наряде.

 

- Ребята, кого Вам напоминает эта девочка?

- К чему может привести глупая любовь к лишним побрякушкам?

 

Ведущий. Между тем навстречу Наде шёл ну вылитый Том Сойер, из – под воротничка рубашки которого виднелась немытая шея, ногти на руках были обведены чёрной траурной каймой грязи. Бедняга думал, что встречные  им любуются, а на самом деле на него было жалко смотреть.

Учитель. Каждому человеку хочется быть красивым. И это вполне естественно. Но не все ребята правильно понимают, что же именно делает человека красивым. А это не такой простой вопрос. В нём надо разобраться.

А для этого проведём такую игру.

«Пирамида»

Задание. Постройте пирамиду, используя опорные слова, выступающие в качестве характеристики атрибутов красоты.

(Приложение. Лист № 6).

 

 

 

 

С

К

Р

О

М

Н

О

С

Т

Ь

 

 

 

 

А

К

К

У

Р

А

Т

Н

О

С

Т

Ь

 

 

 

С

Д

Е

Р

Ж

А

Н

Н

О

С

Т

Ь

 

 

В

О

С

П

И

Т

А

Н

Н

О

С

Т

Ь

 

Ч

И

С

Т

О

П

Л

О

Т

Н

О

С

Т

Ь

Учитель. Итак, чтобы правильно ответить на вопрос о том, что делает человека красивым, нужно прежде всего обратить внимание на такой атрибут внешней красоты, как аккуратность, потому что вопрос о внешнем виде, в частности об одежде школьников, довольно щекотлив и не прост. В  младших классах вопрос этот обычно почти не возникает. Ребята, не задумываясь, надевают то, что им дают родители. Но начинается «переходный» возраст, и вопрос об одежде, в особенности у девочек, приобретает остроту. Школьной формы , к сожалению, нет. И в большинстве случаев они стремятся по любому удобному случаю блеснуть новым платьем, модельными туфлями. И тут мы невольно сталкиваемся с моментом, так сказать, социальным. Не стоит закрывать глаза на то, что не все дети могут позволить себе иметь в гардеробе дорогую и красивую одежду. Уверять вас, что нарядная одежда – это прихоть и баловство, было бы лицемерием и ханжеством. Поэтому единственный путь, который  показался мне правильным, - это поставить акцент на чистоплотности, сдержанности, скромности, высмеивая попутно франтов и франтих.

 

Подведение итогов урока.

Ну вот, ребята, пришла пора попрощаться с вами. Сегодня мы совершили путешествие во времени и узнали, как одевались люди в античную эпоху, каким был мужской и женский костюм в XVIII веке, понаблюдали за тем, как используются наречия в текстах – описаниях и повествованиях, повторили основные правила написания наречий. ввиду хорошей активности учащихся и вследствие правильного понимания ими заданий в течение всего урока было продемонстрировано отличное знание предмета.

 

Домашнее задание.

«Учиться и время о времени повторять изученное, разве это не приятно?!»

Итак, кто силён в грамматике и не боится повторения,- спешите записать домашнее задание.
1.     Создайте свои мини – тексты описательного и повествовательного характера.
2.     Написать небольшое сочинение – рассуждение на тему «Что значит одеваться модно?»
3.     Составить таблицу «Как надо одеваться», подчеркнуть наречия, объяснить слитное и раздельное их написание (образец для составления дан в книге А.А.Дорохова «Как себя вести»).
4.     Подготовить небольшую сценку на этическую тему «Об обезьянах, попугаях и павлинах».

 

Список использованной литературы.

1.     А.А.Дорохов. Как себя вести. Минск «Народная Асвета». 1979г.
2.     Ян Камышек. Вежливость на каждый день. М.; «Знание»,1981
3.     Г.В.Цветкова. Русский язык. 6-11 классы. Проектная деятельность учащихся. Волгоград «Учитель», 2009г.
4.     Альбом ..По залам Третьяковской  галереи.
5.     Е.А. Полежаева. Современные открытые уроки. 7 класс. Ростов –на- Дону,» Феникс» .2002г.
6.     Н.С.Раилко.  Открытые уроки  русского языка.5-9 классы.
7.     Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая. Творческие задачи по русскому языку.Санкт – Петербург, Каро,2003г.
8.     С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. Не совсем обычный урок. Воронеж, 2006г.
9.     Журнал «Русский язык в средних учебных заведениях УССР», №2. 1999г.
10. Е.К.Мережковская. А.Ю.Гуренко. Занимательная грамматика,1966г.
11. Учебник.Технология

 

 

 

При копировании материалов с сайта ссылка на http://alm-sm.narod2.ru обязательна.

Copyright © Смирнова А.Ф., 2012

 

 
Hosted by uCoz